Кто станет новым лидером Франции

Грузы движутся хуже пассажиров

Перевозчики готовятся к кризису

Оксана Новоженина 24.11.2008, 13:08
ИТАР-ТАСС

Полноценный транспортный кризис еще только подбирается к России. О масштабе будущих неприятностей можно судить по проблемам западноевропейских и азиатских компаний. Российские граждане пока не стали меньше летать, но грузопотоки уже начали снижаться.

Снижение грузоперевозок на всех видах транспорта России обсуждается в последнее время как серьезное последствие мирового экономического кризиса и снижения объемов торговли. О реальной ситуации можно судить по предбанкротному состоянию ряда мировых перевозчиков.

Наиболее резко сокращаются грузоперевозки в Азии, в том числе в связи со спадом спроса на сухогрузы (например, железную руду и уголь) в Китае. Грузовые и пассажирские авиаперевозки в Азиатско-Тихоокеанском регионе страдают в результате замедления экономического роста и рецессии в Японии, Гонконге, Австралии. Критическому состоянию воздушных и морских транспортных перевозок была посвящена лондонская конференция, проведенная клиринговой палатой морских грузоперевозок Baltic Exchange. Для подтверждения масштабов кризиса участники привели в пример падение стоимости фрахта судов на 98,4%. Так, средняя цена фрахта крупнотоннажного судна с июля до ноября 2008 года рухнула с $234 тыс. до $3,7 тыс. в день, что не окупает даже эксплуатационных расходов.

В России, прежде всего, упал спрос на морскую поставку нефти и сырья.

По оценке Ассоциации морских торговых портов, объем перевалки наливных грузов за 10 месяцев 2008 года сократился на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 218,7 млн тонн. Но за счет роста обработки сухогрузов порты, занимающиеся обработкой обоих видов грузов, фиксируют общий рост грузооборота. В частности, Мурманский порт показал положительный результат, увеличив грузооборот за 10 месяцев на 11,3%, правда, и тут положительный итог достигнут за счет сухогрузов (+27%), в то время как перевалка наливных упала (-15,4%). Порт «Новороссийск», снизив за январь--октябрь 2008 года обработку наливных грузов на 2,2%, увеличил перевалку сухогрузов на 1% к прошлому году.

В большей степени вызванное мировым кризисом падение грузооборота сказалось на «Российских железных дорогах», для которых грузовые перевозки являются наиболее рентабельным видом деятельности. При расчетах финансового плана на 2009 год, РЖД приняла за основу вариант, согласно которому перевозки снизятся на 6%. У «Первой грузовой компании» («дочка» РЖД) объем перевозок буквально за месяц упал на 4,5% с 13,1 млн тонн в сентябре до 12,5 млн в октябре.

Наибольшее падение наблюдалось в сегментах перевозок черных металлов и руды.

Лучше обстоят дела у грузовых авиаперевозчиков. «Резкого снижения перевозок пока не наблюдается, — сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь «Аэрофлот-Карго» (100% грузовая «дочка» «Аэрофлота») Наталия Русакова. — За октябрь показатели стабильные или с небольшим плюсом по отношению к прошлому году. По итогам сентября и за 9 месяцев отмечен резкий рост перевозок (на 20%)».

Несмотря на пессимистичные ожидания, не показывают резкого падения и пассажирские авиаперевозки. По данным «Аэрофлота», S7, «Трансаэро», Sky Express, наблюдается даже рост пассажиропотока к прошлому году. Впрочем, основная проблема авиакомпаний связана в основном с высокой стоимостью топлива и обслуживания аэропортов, а не с отсутствием клиентов. Именно неспособность оплатить поставки керосина вызвали задержки многих рейсов альянса AirUnion, и государству пришлось вмешаться — сейчас на базе альянса создается государственный перевозчик.

Но на этом, похоже, проблемы авиаперевозчиков не закончатся. По крайней мере, мировые компании предупреждают о будущих убытках. По данным Международной ассоциации авиационного транспорта, мировая авиация в 2008 году потеряет $5,2 млрд, что вынуждает компании принимать экстренные антикризисные меры. Гонконгская авиакомпания Cathay Pacific Airways в два раза снизит бонусы, выплачиваемые сотрудникам по итогам года. Air New Zealand объявила о сокращении 200 рабочих мест. Впрочем, аналогично обстоят дела во всех сферах перевозок. Так, в Германии, по подсчетам Федерального союза грузоперевозок и логистики, транспортная отрасль сократит до 40000 рабочих мест.

Доведенные до отчаяния азиатские компании помимо сокращения рабочих мест обсуждают и вывод части воздушных и морских судов из эксплуатации. Сингапурская компания Neptune Orient Lines (крупнейший контейнерный перевозчик) объявила о сокращении 1000 рабочих мест (9%) и закрытии главного офиса в США. Эти меры должны помочь компании сэкономить $200 млн в течение 2009 года — в противном случае ей грозит банкротство. «Негативные условия на рынке являются беспрецедентными за всю историю нашей отрасли», — цитирует «Интерфакс» главу Neptune Orient Рона Уиддоуса.

Таковы перспективы и у российских перевозчиков. «Пока очевидно наступление пессимистичного сценария, который предполагает дальнейшее сокращение производства металлургами и нефтяниками, а значит, и снижение объемов грузоперевозок и перевалки через порты», — прогнозируют аналитики «Финама». По их мнению,

спираль кризиса закручивается все сильнее, и государственные деньги пока не могут остановить несущийся поезд.

Выводить действующий транспорт из эксплуатации российские компании пока не собираются. Не будет и серьезных сокращений штата компаний. «Аэрофлот-Карго», несмотря на кризис, продолжает замену самолетов на более вместительные и топливноэффективные в соответствии с ранее запланированной программой. Несмотря на спад перевозок, использовать транспортный парк в полном объеме будет и «Первая грузовая компания» (ПГК), продолжающая заказывать новые составы. «Если рынок будет продолжать своё падение, наращивать инвестиционную нагрузку на компанию мы полагаем нецелесообразной. И, наоборот, если рынок будет расти, это повлияет положительно на объём заказов ПГК вагоностроителям», — объясняет позицию компании генеральный директор ПГК Салман Бабаев. Ещё одним фактором, который, по словам Бабаева, может повлиять на объём закупок, является долгосрочное рублёвое финансирование коммерческими банками. «Более жёсткой станет политика компании и в части взаиморасчётов с клиентами», — добавляет глава компании.

Пока российских грузовых перевозчиков спасает тот факт, что они работают по долгосрочным контрактам. В них занесены фиксированные суммы, что позволяет компаниям справляться с кризисом. Впрочем, новые контракты у многих будут заключаться по новым тарифам, — более низким. Так, «Первая грузовая компания» объявила о 30% снижении тарифов на перевозку цемента из-за отрицательной динамики рынка, а «Аэрофлот-Карго» в ближайшее время планирует введение скидок на некоторые направления. Однако прогнозировать будущее грузовых перевозок пока никто не берется, поскольку неизвестно, насколько упадет российской промышленное производство.