Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Последние деньги Чубайса

Через полгода РАО ЕЭС прекратит свое существование

В уходящем году за счет продажи активов РАО ЕЭС глава энергохолдинга Анатолий Чубайс выручил $22 млрд. Через полгода госмонополия исчезнет и на энергорынке останутся несколько игроков, главными из которых будут «Газпром» и атомный гигант «Атомэнергопром».

Уходящий год стал эпохальным для всей электроэнергетики страны. Именно в 2007 году был завершен первый этап реорганизации РАО «ЕЭС России» и одобрена акционерами схема второй, финальной реорганизации, что ознаменовало почти полное завершение многолетнего реформирования отрасли. Стало окончательно ясно то, во что многие еще год назад верили с трудом: в июле следующего года всемогущее РАО прекратит свое существование. Теперь вместо одного гиганта на рынке будут работать много генерирующих, сбытовых и сетевых компаний.

Теплогенерирующие компании и «сбыты», по логике реформы энергетики, отойдут новым частным владельцам, а сети и гидрогенерация останутся в руках государства.

Для энергомонополии 2007 год стал апогеем приватизации – генерирующие компании холдинга одна за другой переходили из госсобственности в частные руки. Это, по замыслу РАО, будет способствовать созданию конкуренции на рынке электроэнергии. А деньги, которые холдинг получил в процессе размещения акций своих генерирующих «дочек», должны пойти на строительство новых мощностей. «За этот год девять наших генкомпаний провели успешные IPO, привлекли более $13 млрд на строительство новых электростанций, а с учетом продажи госдолей в генкомпаниях объем частных инвестиций в отрасль только за этот год превысил $22 млрд долларов», — подсчитывают прибыли в РАО. Это главный итог — отрасль стала инвестиционно привлекательной, подчеркивают в холдинге. Именно сверхприбыли стали теперь главной целью монополии — РАО ЕЭС перестало отстаивать интересы отдельных групп миноритариев и стремится заработать как можно больше, сетуют эксперты.

А зарабатывать в этом году было на чем: в половине тепло-ОГК и ТГК произошла смена контролирующих собственников: вместо государства ими стали частные инвесторы.

При этом для многих экспертов неожиданностью стало то, что в традиционно стратегическую энергетическую отрасль пришли иностранцы.

«В части приватизации ОГК и ТГК я бы отметила приход западных энергогигантов – итальянской Enel, победившей на аукционе по продаже блокпакета ОГК-5, и германского E.ON, купившего контрольный пакет ОГК-4», — говорит Екатерина Трипотень из «Совлинка». Вопрос, смогут ли иностранцы всерьез поучаствовать в приватизации российских энергоактивов, считался одной из главных интриг года. С одной стороны, глава энергохолдинга Анатолий Чубайс все время выступал за получение западными «стратегами» контроля над 1–3 генерирующими компаниями. С другой — после истории с финским Fortum, которому «не дали» получить контроль в Северо-Западной ТГК-1 в силу «столичного характера» Санкт-Петербурга, поверить в реальность таких перспектив было сложно. Однако опасения развеялись: главному идеологу реформы удалось настоять на своем. «Но и западные инвесторы не продешевили: оферты на выкуп акций ОГК-4 и ОГК-5 E.ON и Enel предполагали самую высокую оценку за 1 кВт установленной мощности — выше $700, — подчеркивает Семен Бирг из «Финама». — При этом стратегические инвесторы всегда были готовы переплачивать за контроль – это касается практически всех прошедших размещений допэмиссий». Наряду с европейскими гигантами в энергетике «засветились» также «Норильский никель», купивший ОГК-3 за $3,3 млрд, и ЗАО «Комплексные энергетические системы» Виктора Вексельберга, приобретшее ТГК-5.

Однако совсем не эти компании будут главными игроками на энергорынке. Неожиданностью для всех, в том числе, вероятно, и для идеологов реформы, стало то, что в отрасль всерьез и надолго пришел «Газпром». «Ключевым событием в энергетике, не инициированным РАО, стало, безусловно, объявление в начале года «Газпрома» и Сибирской угольноэнергетической компании (СУЭК) о планах по созданию совместного предприятия (СП)», — считает Трипотень. Согласно предварительным условиям, СУЭК должен внести в СП все свои активы – и угольные, и энергетические, а «Газпром» – свой пакет акций РАО ЕЭС или активы, на него выменянные в рамках реорганизации. Кроме этого в течение года газовая монополия очертила свои интересы в энергетике, получив контроль над «Мосэнерго» (ТГК-3), ТГК-1, ОГК-2, ОГК-6, а в случае создания СП ее влияние распространится также на угольные ТГК в Сибири.

Такая активность газового гиганта может закончиться появлением на российском рынке нового монополиста, который в перспективе сможет контролировать 35–40% российской генерации, предупреждают аналитики.

Электростанциям, не подконтрольным газовой монополии, при этом могут вновь грозить перебои с поставками топлива, а оптовому рынку энергии — диктатура цен. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), призванная обеспечивать конкуренцию на этом рынке, пока оказалась бессильна перед газовым монополистом. Другие госструктуры тоже не слишком торопятся помогать электроэнергетикам: экспертов пугает затягивание с принятием нормативных документов. Это, например, правила работы рынка мощности, рынка системных услуг, новой системы тарифного регулирования в сетях. Однако основным риском может быть невыполнение государством обещаний по будущему функционированию энергетики, на которые сейчас полагаются инвесторы.

Не все складывается гладко у РАО и с продажей своих компаний, особенно «сбытов». «Мы полагаем, что сейчас самой «проблемной» частью являются энергосбытовые компании: их деятельность не до конца проработана даже на законодательном уровне, — считает Ирина Филатова из «БрокерКредитСервиса». — Это, к примеру, приводит к путанице в проведении конкурсов на звание гарантирующего поставщика энергии». Видимо, поэтому в 2008 году рынок будет ждать результатов работы других секторов электроэнергетики — в первую очередь сетей и гидрогенерации. В следующем году внимание экспертов будет приковано к крупным сетевым компаниям – Федеральной сетевой компании (ФСК), Московской распределительной сетевой компании (МРСК) и ГидроОГК, акции которых выходят на рынок в 2008 году.

Именно ГидроОГК с выходом на биржу может стать самой крупной по капитализации генкомпанией – по оценкам аналитиков, она будет стоить $15–17 млрд.

Если для электроэнергетики в 2007 году были характерны центробежные тенденции, в секторе атомной энергетики, наоборот, преобладала централизация. В феврале 2007 года был подписан закон о создании единой интегрированной компании в гражданской части атомной отрасли. Затем в апреле указом президента был образован ОАО «Атомэнергопром». По замыслу ее создателей, это будет компания полного цикла: от добычи сырья (урана) до производства электроэнергии на атомных станциях и вывода их из эксплуатации после окончания срока службы.

Суперхолдинг будет управляться государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», во главе которой по-прежнему будет стоять Сергей Кириенко. Такое объединение необходимо и для увеличения объемов генерации внутри страны, и для большей конкурентоспособности на международных рынках. Дело в том, что в атомной энергетике властями поставлены амбициозная задача — увеличить долю вырабатываемой электроэнергии с 16% от общего объема выработки в стране до 25% к 2020 году. Для этого за 18 лет предстоит построить 26 новых атомных энергоблоков.

Поэтому атомщики затевают едва ли не более масштабные стройки, чем энергетики: каждый год начиная с этого будут закладываться по две новых АЭС.

«Централизация в отрасли должна помочь в реализации столь масштабной инвестпрограммы, — полагают специалисты. — Однако такие темпы строительства, учитывая государственное финансирование, не слишком реалистичны». Установка 1 кВт установленной мощности АЭС обходится гораздо дороже, чем строительство газовой или угольной станции, — не менее чем $1,6–2 тыс., а сроки строительства традиционно составляют в лучшем случае несколько лет, говорят эксперты. Впрочем, атомщики надеются на лучшее. В 2007 году государство впервые в истории современной России начало финансирование строительства АЭС из федерального бюджета. В уходящем году были заложены два новых энергоблока — Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2. Атомщики также надеются поддержать отечественное атомное машиностроение за счет создания совместных предприятий: так, на заводе «ЗиО-Подольск» было создано СП с французской компанией «Альстом» по производству тихоходной турбины большой мощности.

Новости и материалы
В Казани зафиксировали случаи подозрения на ботулизм
В регионе переходивший дорогу мальчик попал под колеса и получил травмы
В Новой Москве фанат игры S.T.A.L.K.E.R. напугал людей автоматом и противогазом
Суд заочно арестовал причастного к теракту в России полковника ВСУ
Водонаева раскрыла, как привела себя в форму после родов: «Не ела мусор»
Россиянку осудили за продажу мяса, зараженного сибирской язвой
Суд продлил арест шестерым обвиняемым в убийстве Кирилла Ковалева
В Подмосковье юноша получил серьезное ранение, показывая возлюбленной «нерабочий» пистолет
Apple Watch спасли пожарного от смерти
Фото флага ДНР на матче с Украиной во время Евро-2024 оказалось фейком
Силовики задержали заммэра Орла
В МИД РФ заявили, что альтернативы мирному плану Путина по Украине нет
Компания молодых людей жестоко избила подростков в Иванове
Минюст внес в список нежелательных организаций немецкий институт в Москве
Медведев пробился во второй круг турнира в Галле
Суд подтвердил законность ареста продюсера Reuters
Металлурги сообщили, что завод в Липецке пытались атаковать многократно
Стало известно, как безопасно прекратить прием антидепрессантов
Все новости