Во вторник официальный представитель СК РФ Владимир Маркин выдвинул неожиданную инициативу. Он предложил уравнять перед законом вину водителей, севших за руль незаконно, и тех, кто нелегально носит оружие. Поводом для столь жестких мер стало произошедшее на прошлой неделе в центре Москвы резонансное ДТП, виновником которого оказался 18-летний Томас Левиев, управлявший Ferrari без водительских прав.
«А не пора ли управление автомобилем без водительского удостоверения приравнять к ношению оружия без соответствующего разрешения,
за что, как известно, согласно статье 222 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность и лишение свободы на срок до четырех лет», — заявил Маркин.
По его данным, число погибших в ДТП в России (18,8 человека на 100 тыс. жителей в 2014 году) как минимум в два раза превышает показатели в любой из европейских стран. В то же время ежегодно в России фиксируется порядка 400 тыс. нарушений ПДД, которые совершают граждане, садящиеся за руль без водительских прав.
«Так вот, улучшится ли у нас статистика по дорожно-транспортным происшествиям, если по-прежнему единственным наказанием за управление автомобилем — источником повышенной опасности — без водительского удостоверения будет оставаться штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.? Можно с собой просто вместо прав возить эту сумму, поймают за руку — отдашь и поехал дальше, до следующего раза, — добавил представитель СКР.
Представляете, сколько таких «бриллиантовых», «оловянных», «деревянных» мальчиков и девочек фактически безнаказанно выезжают на наши дороги и ежеминутно подвергают нас всех смертельной опасности?»
В Госдуме предложение Маркина поддерживают. Первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству и сопредседатель московского отделения ОНФ Вячеслав Лысаков отмечает, что сравнивать езду без прав с незаконным ношением оружия вполне корректно.
«Мы не знаем, адекватен ли этот человек, управляющий автомобилем, проходил ли он какое-то обучение и т.д., — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. — Поэтому ответственность гражданина должна быть соразмерной.
Поэтому мы будем ужесточать ответственность за такое нарушение, предусмотрим уголовную ответственность. Возможно, только за повторное нарушение, как в случае с пьяными водителями.
Но с учетом того, что человек, как правило, сознательно садится за руль, не имея на то прав, адекватным представляется уголовная ответственность и по факту первого нарушения.
Парламентарий добавил, что ужесточение законодательства в первую очередь будет выполнять профилактическую функцию, нежели карательную.
«Сейчас гражданин ничем особо не рискует, поэтому ДТП по вине водителей без прав — не редкость. Но резонансная авария с Ferrari — один из наиболее показательных случаев.
Такие общественно значимые инциденты и побуждают задуматься над тем, как необходимо настраивать законодательство, чтобы такого не происходило», — считает Лысаков.
«Общество очень болезненно воспринимает, когда происходит криминализация», — поделился с «Газетой.Ru» своей позицией лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин. —
Кого они собрались в тюрьму сажать, 18-летних пацанов? Кем они выйдут из заключения? Я уже не говорю о росте числа заключенных.
Представителям СК легко такое заявлять, а вы спросите у Минюста, который отвечает за исполнение наказаний. Я думаю, они рады не будут. Все это неправильно, как и распространение уголовной ответственности на тех, кто сел за руль, будучи лишенным прав. Дело в том, что у таких людей иногда нет другого выхода, как ездить без прав, потому что лишают на слишком долгий срок».
Известный автоюрист Лев Воропаев считает, что если и вводить уголовную ответственность для тех, кто ездит без прав, то лишь для некоторых категорий.
«У нас лицом без прав является гражданин, у которого истек срок действия водительского удостоверения,
— рассказал «Газете.Ru» Воропаев. — Человек мог забыть продлить права, и сажать его за это в тюрьму нельзя. Поэтому законодатели должны уточнить, что уголовная ответственность распространяется, например, на тех, кто прав никогда не получал, но сел за руль и попал в ДТП, нанеся ущерб. То есть в случае с водителем Ferrari он попал бы под уголовную статью».
Тем не менее юрист уверен, что ужесточение наказания после резонансных инцидентов бессмысленно. «В таком случае всегда происходит борьба со следствиями, а не с причинами правонарушения.
Если говорить о конкретном ДТП на Крымском мосту, то причиной в этом случае является психология безнаказанности, как у водителя, так и у его родственников», — пояснил собеседник.
Напомним, что авария с Ferrari в центре Москвы произошла 16 октября. На скорости около 200 км/ч 18-летний Томас Левиев, никогда не получавший водительских прав, не справился с управлением, вылетел на полосу встречного движения и протаранил два автомобиля.
По данным СК, в ночь ДТП Томаса Левиева на «Феррари» сопровождал кортеж с охраной. Кроме того, в одном из автомобилей находился и отец юноши — хозяин автосалона, которому принадлежала полностью сгоревшая Ferrari. Сам молодой человек является студентом МГИМО, но имеет израильское гражданство: по предварительным данным, в день аварии он вернулся из Израиля.
«Невольно возникает риторический вопрос: а дерзнули бы они так «шалить» в Израиле? Сомневаюсь. Их бы там «припарковали» еще при разгоне»,
— прокомментировал поведение Левиева Маркин.
Напомним, что уже после аварии один из родственников Левиева, израильский бизнесмен Александр Мирилашвили, препятствовал деятельности журналистов в Москве, которые хотели снять сюжет в больнице им. Склифосовского, где молодой человек залечивал травмы. После этого Мирилашвили наехал на автомобиле на полицейского, который хотел задержать его рядом с медучреждением.
Привлечь нарушителя к ответственности распорядился глава СК РФ Александр Бастрыкин.
В результате против Мирилашвили СК возбудил уголовное дело по факту посягательства на жизнь сотрудника полиции. Сейчас иностранный предприниматель находится под арестом.
«Мирилашвили имеет российское и израильское гражданство, занимается хлебобулочным бизнесом в Израиле и бывает в России крайне редко. По всей видимости, он посчитал, что это является оправданием его поступкам. Или он почему-то себе внушил, что в РФ можно безнаказанно посягать на жизнь сотрудников правоохранительных органов», — отметил Маркин.