Столичная ГИБДД объявила о расширении функций, которые теперь доступны автомобилистам на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Как сообщили «Газете.Ru» в ведомстве, на интернет-портале любой автовладелец может получить сведения о совершенных им административных правонарушениях, связанных с ПДД.
Функция может быть актуальна — например для тех, кто потерял квитанцию о штрафе или просто забыл о нем.
В ГИБДД пояснили, что для получения информации о штрафах каждому придется пройти стандартную процедуру регистрации на портале госуслуг. Для этого пользователям необходимо ввести свои паспортные данные, номер карточки пенсионного страхования, ИНН. Затем код активации вышлют в конверте по почте или его можно забрать в офисе ОАО «Ростелеком». Регистрация осуществляется в четыре этапа, свой код активации пользователь получает в среднем в течение двух недель, в зависимости от работы отделений Почты России. Сайт, вероятно не справляясь с нагрузкой, постоянно виснет и дает сбои.
Чтобы узнать о своих штрафах, зарегистрированным пользователям нужно зайти в «личный кабинет», оттуда по ссылкам «электронные услуги» – «Министерство внутренних дел» – «проверка наличия выписанных штрафов». Затем пользователь должен внести данные номерного знака автомобиля, зарегистрированного на него, а также данные своего водительского удостоверения. Получить информацию можно только о своих нарушениях. Сведения предоставляются о штрафах, выписанных после 1 января 2010 года.
Скоро автомобилисты смогут также оплачивать штрафы через портал госуслуг. Сейчас такой возможности нет: как пояснили «Газете.Ru» сотрудники портала, данный функционал находится в стадии разработки.
«Когда заработает, неизвестно: разработчики (Минкомсвязи) этой информации нам не предоставили», — сказал собеседник. Сейчас на сайте можно только распечатать квитанцию и оплатить ее в банке либо через платежную систему. При оплате штрафов банки взимают с водителей комиссию. В ГИБДД считают, что, скорее всего, процент будет браться и при оплате штрафов через сайт госуслуг.
Эксперты подчеркивают, что расширение в интернете функций, завязанных вокруг ГАИ, действительно может облегчить жизнь автомобилистам. «С учетом недостатков учета нарушений и погашения штрафов нередки ситуации, когда о наличии штрафа владелец автомобиля узнавал на посту пограничного контроля в аэропорту, — рассказал «Газете.Ru» руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин. — С развитием видеофиксации спрос на услугу только возрастет: к Почте России стопроцентного доверия по доставке корреспонденции, к сожалению, нет. Таким образом, от ГАИ требуется лишь обеспечить оперативное обновление информации, которую можно получить с использованием портала. Что же касается уплаты штрафов, это логичный и последовательный шаг после терминалов мобильной связи. На первых порах этой услугой почти не будут пользоваться: интернет-платежи в России развиты не слишком сильно. Но как задел на будущее это хороший шаг».
С начала 2011 года через портал госуслуг жители столицы могут записаться на сдачу экзаменов на право управления транспортными средствами (воспользовались уже 7 тысяч человек), встать в электронную очередь для совершения регистрационных действий (воспользовались 3 тысячи человек) и прохождения техосмотра (14 тысяч человек). Кроме того, ГАИ Москвы хочет с помощью сайта госуслуг вести мониторинг загруженности своих подразделений, а также вводит единую электронную базу медицинских справок, которой инспекторы будут пользоваться в режиме онлайн при выдаче водительских удостоверений.
«Мы одно из звеньев внедрения в массы идеи электронного взаимоотношения с гражданами, — прокомментировали новые возможности в столичной ГАИ. — Это значительно упрощает процесс работы, в том числе и нам».
Однако из-за длительной регистрации и постоянных сбоев портал госуслуг пока не пользуется популярностью среди населения.
Так, согласно результатам опроса «КОРУС Консалтинг», проведенного в январе 2011 года, 82% россиян считают, что электронные госуслуги находятся в зачаточном состоянии, а оптимистов, которые оценили бы, что госсервисы работают на должном уровне, не нашлось вообще. «Безобразно», «отвратительно», «невозможно развивать автоматизацию госуслуг с нынешним госаппаратом» — так характеризуют опрошенные руководители и специалисты российских предприятий уровень развития электронных госуслуг. Они полагают, что само государство – основной тормоз для развития электронного общества.
В Минкомсвязи на запрос «Газеты.Ru» оперативно дать комментарий о портале на момент подготовки материала не смогли.