Во вторник в Северной Осетии началась протестная акция водителей маршрутных такси против захвата рынка автоперевозок местными государственными предприятиями «ГУПАП-7» и «ГУПАП-5». Шоферы микроавтобусов, занятые в частном извозе, блокируют государственные маршрутки у обочин, не давая им забирать пассажиров с автовокзалов. По словам частников, пропускать водителей государственных микроавтобусов Hyundai они готовы в том случае, если те согласны возвращаться домой или ставить машину в гараж. Уже удалось заблокировать 15 «гуповских» водителей, остальные пока продолжают работу.
Во Владикавказе протестующие собрались на автовокзале №1, куда администрация города собрала целое отделение милиции.
Юрист Гражданского объединения водителей-предпринимателей Тамерлан Агузаров пояснил, что в своих действиях они руководствуются 14 статьей ГК РФ, которая позволяет предпринимателям защищать свои права. Всего в акции принимает участие 300 маршруток, остальные «газелисты» продолжают следовать по своим маршрутам. Самого Агузарова за активные юридические разъяснения среди водителей вместе с двумя активистами-частниками забрали в отделение милиции.
Пикетчики настроены серьезно и готовятся к противодействию со стороны милиции. «Водителям нечем кормить семьи, и мы будем бессрочно блокировать официальные маршрутки, пока на нас не обратят внимание в Москве», — говорит один из частников, Казбек Тотиев.
Власти республики направили в район акции во Владикавказе около 70 милиционеров, 20 омоновцев в город Алагир и около 30 правоохранителей в Беслан.
Один из организаторов акции Руслан Макаев пояснил «Газете.Ru», что конфликт в республике между частными и государственными перевозчиками начался еще в октябре. В прошлом году государство выделило для республики на пассажирские перевозки более 80 миллионов рублей, которые должны были пойти на закупку транспорта для государственных предприятий, поддержку частных предпринимателей и провоз льготников. На эти деньги власти, в лице осетинского министерства промышленности и транспорта, закупили 80 микроавтобусов марки Hyundai и начали выживать с рынка автоперевозок частников.
По словам Макеева, чиновники пытаются вытеснить мелких предпринимателей из бизнеса и для этого используют административные возможности.
Собеседник сообщил, что, пользуясь финансированием, госперевозчики «ГУПАП-7» и «ГУПАП-5» искусственно занижают цены и вынуждают частных предпринимателей работать себе в убыток.
«Некоторые госмаршрутки ездят по 5 рублей, этим они убивают конкурентов, а деньги все равно не идут в бюджет, так как билеты не выдаются, а налоговая смотрит сквозь пальцы, — рассказал Руслан Макаев. — У них большие финансовые возможности, в том числе по кредитам, к тому же сейчас Москва отпускает большие средства в администрацию республики».
При этом, по его словам, государственные предприятия поставлены в план по приватизации, это означает, что через пару лет их смогут за небольшие деньги выкупить представители местных властей и спокойно получать доход на освобожденном от конкурентов рынке перевозок. «Нас к тому времени уже не будет, и они смогут назначать те цены, какие захотят», — сетует Казбек Тотиев.
Кроме снижения цен, власти устроили пропаганду своих микроавтобусов в местной прессе. «Газель» устарела и опасна, говорили чиновники», — рассказал правозащитник. Это подтвердил в Минпромтранс Республики Северная Осетия замминистра Юрий Червец. По его словам, большинство частных маршруток эксплуатируется с нарушением техники безопасности без талонов техосмотра, огнетушителей и аптечек.
«Я видел новую «Газель» с иголочки, но водитель установил в нее 17 вместо 13 сидений и заблокировал запасной выход, это чревато высоким травматизмом при ДТП», —
комментирует чиновник.
Представители частных предпринимателей подтверждают, что у них действительно работают преимущественно «Газели», но все машины ежегодно проходят ТО и допускаются ГИБДД для эксплуатации, а следовательно, нет основания считать их опасными и разжигать кампании с целью их вытеснения. «Наши водители стараются работать строго по закону, иначе мы очень уязвимы для преследований со стороны властей», — заметил Макеев.
В Минпромтрансе считают, что претензии частных предпринимателей не состоятельны, потому что потребитель должен иметь государственную альтернативу пассажирских перевозок. «Они не берут невыгодные тупиковые маршруты и не предоставляют места для льготников, а наши маршрутки это делают», — говорит замминистра. По его словам, ценообразование на маршруты городские и областные утверждено постановлением правительства, и здесь нет никакого намеренного занижения цен. По его словам, частники не хотят снижать цены, их устраивает получать большие доходы, и поэтому они протестуют против государственного конкурента. «Если появился бы другой частник, они бы не стали так возмущаться», — говорит Червец.