Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Родной Минздрав благодарю

Фото: www.ozon.ru
Все способы использования табака включая посыпание женщин и подкуп готтентотов в книге «Дива никотина».

Название книги английского писателя Айана Гейтли «Дива никотина» как минимум двусмысленно. Вообще-то «дивами» обычно зовут блистательных оперных певиц, в широком смысле – вообще всех шикарных женщин. Наверное, поэтому издательство «Амфора» присобачило на обложку клона Мэрилин Монро с пахитоской в длинном мундштуке. Однако, вспомнив, что жаргонное оперное словечко происходит от латинского «diva» - «божественный», а «никотиана» — общее название всех 64 видов табака, название можно перевести и как «Божественный табак». Впрочем, американские издатели этого бестселлера решили не бряцать познаниями в древних языках и обозвали книгу запросто: «Табак» («Tobacco»). Действительно, именно табак и является главным героем этого исследования.

А вот подзаголовок во всех изданиях одинаков – «история о том, как табак соблазнил мир», и эта недвусмысленность тоже не случайна. Перед нами действительно история обольщения, лав-стори продолжительностью в полтысячелетия.

В этом романе табака и человечества случалось все – бурная страсть, доходящая до безумия, и препятствования влюбленным со стороны властей, мимолетные увлечения на стороне и покаянное возвращение к любимому, разнообразие э-э-э… позиций употребления и так и не решенное до сих пор смятение чувств – на благо или на беду случилась эта сладостная связь.

Историей вещей сейчас удивить сложно, на Западе подобные исследования практически поставлены на поток, и без персонального жития остался разве что какой-нибудь пассик от магнитофона. Но Гейтли берет размахом и всеохватностью. Рассказанная им история начинается у первобытных племен Америки, которые табак не только курили, но и «нюхали, жевали, ели, пили, смазывали им тело, капали в глаза, делали табачные клизмы, курили. Табаком обсыпали воинов перед сражением, поля перед посадкой, женщин перед половым актом, его подносили богам, он же получил широкое распространение в качестве наркотика». А завершается этот рассказ известной историей с сигарой в Овальном кабинете Белого дома и посиделками брутального гангстера Винсента Веги и прекрасной Мии в «Криминальном чтиве» Тарантино.

В промежутке – все страны и континенты, а не любимая нежно старушка-Европа, размазанная до пределов Земного шара. Вы, к примеру, в курсе, когда появился табак в Африке и что с ним случилось дальше?

А в книге – подробное описание сумасшедшей эпидемии пристрастия к Nicotiana tabacum, охватившей сердце Черного континента за век до появления там белых колонизаторов.

Табак начали выращивать даже знаменитые готтентоты, последовательно исповедующие принцип «грязной тачкой рук не пачкай» и искренне презиравшие белых, которых они считали добровольными рабами, обрабатывающими землю, и жалкими трусами, запирающимися в построенных жилищах. Впрочем, появление этих рабов и трусов оказалось принципиальным бездельникам даже на руку – в 1652 году они продали этим презренным трудягам свой полуостров – мыс Доброй Надежды «за некоторое количество табака и коньяка» и на время избавили себя от необходимости копаться в земле.

Впрочем, эта же всеохватность сыграла с Айаном Гейтли, явно не знакомым с максимой Козьмы Пруткова, злую шутку.

Пытаясь объять необъятное, он насажал ошибок вплоть до самых непростительных, которые на переводчиков не спишешь. Так, Колумб у него отправился открывать новый путь в Китай (очевидно, поэтому аборигенов Америки зовут индейцами), название Terra Australis (Южная земля) он перетолмачивает как «земля южного ветра» и т. п.

Впрочем, переводчики тоже внесли свою лепту – несмотря на то что переводили книгу вдвоем, да еще под бдительным оком литературного редактора, они не только умудрились периодически блистать стилем, но и трансформировать, к примеру, в пределах одного абзаца короля Англии и Шотландии Якова I из Якова в Иакова и обратно.

Что, впрочем, не отменяет ни усилий автора, которые весьма часто оказываются успешными, ни самого романа, который не только не близок к завершению, но, похоже, находится на кульминационном пике.

По крайней мере, Великая Рекламная Война между производителями сигарет и противниками курения, которой завершается книга, по-прежнему в самом разгаре.

Никотиноненавистники теснят ворогов принимаемыми законами, но те, заполучив в союзники Голливуд, успешно отбивают атаки. А чему удивляться? В 80-х годах, когда «размещение продукта» в фильмах не запрещалось законом, опознать название можно было только у 1% сигарет, возникающих на экране, в 1997 году эта цифра возросла до 11%. Это у нас пираты взывали с экрана к подрастающему поколению: «Я нынче бросил, не курю, здоров и полон сил…».

Айан Гейтли, «Дива никотина». М.: Амфора, 2005.