Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Красные бригады» строителей

В Музее архитектуры открылась выставка «Римские архитекторы XX века». «Бумажная» Италия приехала в гости к «бумажной» России.

«Вы знаете кого-нибудь в «Красных бригадах»? «Я-то!? Да всех! Но мне с ними не интересно», — отвечали когда-то члены «Лабиринто», архитектурной секты, объединившей в 1969 году Паолу Д’Эрколе, Джузеппе Маринелли, Паоло Мартеллотти, Пию Паскалино и Антонио Перничи. К тому времени в активе у молодых людей было участие в бунте 1963 года, чуть не обвалившем Итальянскую республику. В конце 60-х группа решила готовить переворот в модернизме. Немудрено: в шестидесятые мир не старался поставить на уши только ленивый.

Мечтатели ушли от прикладного проектирования, замкнулись в своей компании и посвятили себя чистому эксперименту. Работало это так: выбиралась общая тема (горизонт, тень, объем...), потом каждый готовил свои макеты и эскизы. Говорили, спорили, играли. И рождалась «сюита» работ, связанных сквозной темой и предлагавших веер разнообразных решений. Естественно, абстрактных, в основном непрактичных, но часто симпатичных. Вот фантастическая архитектура Паолы д’Эрколе, переходящая в живопись, а вот находки сюр от Пии Паскалино — игры теней, оживающие чертежи, дом, подвешенный между нижним и верхним зданием и одновременно служащий площадью. Архитектура здесь весьма условна: идеи парят от абстрактной живописи к трехмерной графике, от видеоарта к инсталляциям.

Десять лет, сотни проектов. Те, что представлены в МУАРе, излучают легкость и оптимизм. Кажется, впереди только небо, солнце, радость. Секрет очарования прост: «Лабиринто» — прежде всего компания мечтателей, сплоченных яркой идеей и умевших жить, причем явно не без любви.

С их тогдашних фото на нас смотрит что-то вроде рок-группы: джинсы-клёш, радость через край, гривы.

Добавьте сюда запал интеллектуальных террористов — получите «Мечтателей» Бертолуччи. Где генерируют идеи, а где дурачатся — кто их разберет?.. А революция — так, для перцу.

Они собрали восторженную критику, объехали мир и даже выпустили словарь архитектурных форм. Но все когда-нибудь кончается. В 1979 году сорокалетние «мечтатели» решили искать себя в жизни самостоятельно. Казалось, не нашли. А вот повлиять — повлияли. По словам одного из организаторов экспозиции, профессора МАРХИ Владимира Седова, придуманные ими ходы обогатили язык модернизма:

в 60–70-е основой для здания была нормальная «решетка», они же придумали ее взламывать и гнуть, став де-факто предтечами деконструктивизма.

Явный «крючок» выставки — напрашивающиеся параллели с отечественными «бумажниками», группой студентов-архитекторов, дерзко «строивших» на бумаге в 80-е и получивших мировое признание (к тому времени наши архитекторы уже забыли, что это такое). Параллели действительно есть. И там, и там налицо полет идей и междисциплинарность. И там, и там — хорошо с призами и туго с постройками. Здесь — вынужденное возведение дворцов в Подмосковье, там — одна-разъединственная построенная вилла. И там и там — исход в выставочные проекты: у итальянцев оформление выставок в Кунстхалле и Ватикане, у нас — Аввакумов с фотопроектом «24», начинавшимся в том же МУАРе.

Различие изначально состояло в векторе поиска: если русские «бумажники» тщились создать культурное пространство, обращаясь к классике и авангарду, то итальянцы, пресыщенные таковым, старались его гнуть и взламывать. Кстати, о «Лабиринто», по словам Владимира Седова, наши «бумажники» знали. И это знание располагало их к экспериментам.

Считается, что революция пожирает своих детей, а тех, кого щадит, оставляет с мучительным вопросом: зачем? В прошлом году российской «бумажной архитектуре» стукнуло двадцать. Её поклонники с досадой отмечают иронично-минорную самооценку участников движения: мол, то были игры молодости, ничего особенного.

Что ж, «бумажников» можно понять: если архитектор не подарил миру и себе комплекс на Манежной, по российским понятиям, жизнь его прожита зря.

Но, может быть, всему свое время: в XXI веке на шестидесятилетних итальянских «бумажников» посыпались заказы. В последнем зале выставки — работы мастерской, организованной поженившейся парой «лабиринтцев» Паоло Мартеллотти и Пией Паскалино: здание в аэропорту Фьюмичино под Римом, художественный музей в Дармштадте, на подходе реконструкция одной из знаменитых римских площадей. «Революционный» почерк легко узнается: по крыше здания аэропорта можно гулять, как по площади, а в серии «мужское и женское» в инсталляцию вписаны откровенные линии женского тела.

Экспозиция внушает осторожный оптимизм: оказывается, экспериментаторов не всегда награждают посмертно.

Тем лучше для всех: итальянских и русских «бумажников», доживших до реального проектирования, отличает отточенный вкус, умение маневрировать в разных искусствах и дар свободно раздвигать горизонты.

Новости и материалы
Макрон планирует визит в Германию в мае и июне
Федеральную трассу Тюмень — Омск может затопить из-за прорыва дамбы
Турецкая авиакомпания Tailwind отменила рейсы Калининград – Анталья
Булыкин рассказал, как улучшить судейство в российском футболе
Российская пенсионерка незаконно оформила кредиты на 1 млрд рублей
Женщина пожаловалась полицейским на своего наркодилера и была задержана
В России начали продавать необычный смартфон со встроенным ИИ
Жена Стаса Михайлова публично обратилась к певцу: «Пусть на все хватает сил»
ВСУ атаковали дроном-камикадзе священников в ДНР
Минобороны РФ отчиталось о суточных потерях ВСУ на Донецком направлении фронта
Стала известна задача «Динамо» на оставшуюся часть сезона РПЛ
Ученые показали фото весенних «пауков» на поверхности Марса
Экономист оценил прогноз Минэкономразвития по доллару
Путин заявил о необходимости утвердить нацпроекты до конца 2024 года
Роднина: на улице только алкаши, спортсменов немного
Краснодарец набросился на водителя, перегородившего дорогу для выгрузки вещей
«Чудо-женщина» вышла в свет в облегающем платье через месяц после четвертых родов
В Минобороны отчитались о продвижении в ДНР за неделю
Все новости