Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Алханов – настоящий коънах»

Предстоящие президентские выборы в Чечне могут оказаться существенно менее массовыми, чем выборы Кадырова в 2003 году. И это только одна из угроз, которые стоят перед Кремлем, его кандидатом Алу Алхановым и выдвинувшим его кланом Кадырова. Об этом в интервью «Газете.Ru» заявил директор Института социального маркетинга Сергей Хайкин. Его институт – единственный, кто регулярно проводит опросы общественного мнения в Чечне.

— Вчера глава МВД Чечни Алу Алханов подал документы в республиканский избирком о своей регистрации кандидатом в президенты Чечни. Он единственный претендент на этот пост, с которым встречался президент Путин, считается безусловным фаворитом гонки в том числе и потому, что его выдвинул Рамзан Кадыров. Что можно сказать о популярности Алханова у чеченских избирателей?

— Об Алханове говорят, в основном, что он хороший парень. Отрицательных суждений о нем вы почти не услышите. «Коънах» – есть такое слово у чеченцев. Оно означает, что человек настоящий, «рыцарь». Так вот, многие полагают, что Алханов соответствует этому определению. Он молодой, сильный, с хорошо известной чеченцам биографией. Особенно памятен эпизод с обороной вокзала в 1996 году, когда Алханов защищал железнодорожный вокзал и вывел своих людей из окружения. Он воспринимается как последовательно пророссийски настроенный человек, но чуткий к своим национальным корням и традиции. Еще очень важно, что у него родственники правильно себя ведут.

— То есть?

— Родственники министра внутренних дел ведут себя для своего статуса довольно скромно. Ведь в Чечне все всем известно. Это очень подкупает людей. Один человек во время интервью мне сказал, что, мол, если б у меня был родственник-министр, разве я бы вот так напрямую с тобой разговаривал? Ездил бы с охраной да и жил бы в Москве! А у него все близкие на виду. Как вы понимаете, для Чечни, впрочем, как и для России, это совсем нетипично. Алханов из настоящего чеченского тейпа и из хорошей трудовой семьи – это, безусловно, импонирует потенциальным избирателям.

— А то, что его уже выбрал Кремль, фактически поддержала «Единая Россия», а выдвинул вовсе клан Кадырова, тоже нравится избирателям?

— Конечно, здесь у него как у кандидата могут быть определенные проблемы. Дело в том, что в Чечне пришло время строить. Люди хотят перевернуть страницу истории, а президентах иметь не полководца, а строителя мирной жизни.

Настало время создавать рабочие места, и Алханову придется быть не столько генералом, сколько антикризисным управляющим. Но есть вещь, которая дает ему право завоевать популярность: за время правления Кадырова в республике сильно возрос уровень коррупции. В связи с этим Алханову все карты в руки: если в основу своей кампании положит антикоррупционные действия – это будет большим плюсом.

— А кто ж ему поверит, что протеже Кадырова будет искоренять коррупцию в среде, которая хочет привести его к власти?

— В этом еще одна проблема будущего кандидата. Алханов – человек команды, который соблюдает преданность и верность. Все также помнят, что Алханов говорил публично, что своим постом он обязан и Ахмаду-хаджи, и Рамзану. Поэтому одно из опасений – его зависимость от Рамзана. Однако пост президента дает такие полномочия, которых прежде у него не было.

— А чеченцам вообще важно иметь независимого главу республики?

— Конечно, это же президент. Важнейшей функцией главы государства чеченцы считают способность представлять свой народ в России и мире, отстаивать его интересы. Сфера влияния Рамзана Кадырова, по мнению людей, сократится после избрания нового президента, кто бы это ни был. Возможно, те, кто занимается избирательной кампанией Алханова, считают по-другому. Например, его выдвигают в Центорое – родном селе Кадырова, то есть показывают народу: он — человек команды Кадырова. Не думаю, что люди это воспримут однозначно положительно. Хотя в родном районе Алханова, Урус-Мартановском, его поддержали бы с удовольствием. Мы будем еще проводить опросы, посмотрим, как люди отнесутся к Алханову наряду с другими кандидатами.

— Чем можно объяснить отказ депутата Руслана Ямадаева баллотироваться в президенты?

— Точно сказать сложно. Быть может, это не окончательное решение, время еще есть. Все-таки за ним его мощный клан, и это является его существенным преимуществом, но и таким же мощным недостатком. У Руслана Ямадаева такие же проблемы, как у Рамзана Кадырова и других командиров. У всякого человека с активным военным прошлым есть в республике кровники, что усложняет их легальную политическую кампанию и активную публичную деятельность. Кроме того, было бы странно, если бы этот военизированный клан при поддержке партии «Единая Россия» вступил бы в противостояние с командой Кадырова.

— А как в Чечне, по данным последних опросов, относятся к федеральному центру? Рейтинг власти вообще велик?

— Мы проводили опрос, в котором спрашивали: кому из московских или федеральных политиков вы доверяете больше всего? Оказалось, что без подсказок определенных фамилий 20% доверяют Путину, дальше идет группа демократов: у Немцова и Хакамады по 6% доверия, у Явлинского – 4%. Понятно, почему люди называют их: они с сочувствием говорили о проблемах в Чечне. А чеченцы этого не забывают. Далее идет двадцатка политиков, как правило, претендующих от силы на 1%. В их числе Зюганов, Грызлов, Трошев и многие другие. И около 40% отвечают, что никому не доверяют, а еще 20% затрудняются с ответом.

Получается, что при всем скепсисе в отношении федеральных политиков рейтинг Путина в Чечне стабильно высок.

Я хотел бы напомнить, что последний опрос был проведен вскоре после теракта, с 14 по 19 мая. Возможно, это как-то могло сказаться на оценках опрошенных.

— Гибель Кадырова привела к часто повторяющемуся тезису о том, что это крах политики Путина и Кремля в Чечне.

— Это не так. Конечно, у Ахмада-хаджи Кадырова была сложная биография прихода в президентство: муфтият, призыв к газавату в масхадовские времена, затем резкие выступления против ваххабизма и лояльность федеральному центру. Естественно, что у него было очень много личных врагов. Степень опасности, угрожающей такому президенту, была во много раз больше, чем у других кандидатов. Однако тезис о гибели Кадырова как о доказательстве провала политики Кремля я все-таки считаю неверным. Люди все чаще соглашаются с тем, что в республике наступает мирная жизнь. Если год назад главным требованием народа был вывод федеральных войск, то теперь главное – создание рабочих мест. Кадыров за время правления значительно укрепил свою власть в Чечне. Если год назад на вопрос «Как вы считаете, кому принадлежит власть в республике?» люди отвечали: «Военным и центру», то сейчас говорят: «Президенту», «Правительству», «Органам местного самоуправления».

Конечно, сейчас, после смерти, Ахмад-хаджи как президент воспринимается гораздо лучше, чем при жизни. У него ореол мученика, кстати, также как и у Яндарбиева.

Мы спрашивали, чего больше, положительного или отрицательного, сделал Кадыров на посту президента. Люди отвечали, что больше положительного (60%), в равной степени – и положительного и отрицательного (35%), и больше отрицательного (около 5%). Естественно, что положительные оценки могут быть завышенными, так как опрос проводился вскоре после его смерти. Но то, что возможность вечером ходить по улицам Грозного, поехать на свадьбу или похороны в любой конец республики стало реальностью, люди высоко ценят.

— Можно ли сказать, что отсутствие интриги на предстоящих выборах объясняется еще и тем, что люди уверены в победе кандидата Кремля?

— Эти выборы, также как и прошлые, равно как и референдум по Конституции республики, могут пойти по одной и той же схеме: на выборы придут люди, которые поддерживают документ или «главного кандидата». Поэтому был такой однозначный результат – за 90%. Те, кто был против, просто не ходили на выборы. Но на референдуме в апреле 2003 года была довольно высокая явка. На выборах президента в октябре прошлого года активность была уже значительно ниже.

Если не будет реального выбора, нынешнее число намеренных участвовать в голосовании (68%) может сократиться кардинально.

— Как люди относятся к службе безопасности президента, в которую входят фактически бывшие боевики?

— Общественное мнение в Чечне полагает, что страхи относительно коварных замыслов военных формирований, контролируемых Рамзаном Кадыровым, сильно преувеличены. В массе своей это люди, которых вытащили из леса, где они оказались не по доброй воле. Ахмад-хаджи Кадыров, по сути, вывел их из леса под свои личные гарантии. И Рамзан сегодня является наследником этих гарантий, а не власти в республике. Многие наши либеральные политологи осуждали Кадырова: мол, не следовало вооружать бывших боевиков, наоборот, надо было бы запретить им подходить к оружию вообще. Но люди в Чечне часто думают по-другому: Кадыров дал бывшим боевикам работу, им больше делать нечего в республике. Там дикая безработица. Они на глазах у него, он им дал зарплату, возможность помогать семьям. По мнению наших респондентов, у бывших боевиков ныне нет ни одного мотива – ни религиозного, ни нравственного, ни материального — идти в лес, где голодно и холодно. Большая часть этих людей не была никакими ваххабитами. Поэтому им просто требуются гарантии мирной жизни, что их никто не тронет.

— Все время после смерти Ахмада Кадырова Кремль демонстрировал полную лояльность его сыну. Путин спустя три часа после взрыва уже принимал его в Кремле, сам Рамзан был в джинсовом костюме…

— Вот многие прицепились к этому джинсовому костюму! Все центральные СМИ на этом сделали акцент, хотя в Чечне говорят, что он просто возил в это время дедушку, папу Ахмада-хаджи, в больницу.

— А говорят, он зубы лечил…

— По-разному говорят.

— Так вот, сам Кадыров-младший несколько раз заявлял, что власть должна перейти к человеку из его окружения, неоднократно приезжал в Кремль лоббировать своего кандидата. В итоге пролоббировал... Почему Кремль не играет в свою игру, фактически идя на поводу у Кадырова-младшего?

— Поведение президента Путина сразу после взрыва в Чечне воспринимают как искреннее и правильное: он выразил соболезнование, тут же слетал в Чечню. Никто, как правило, не обращал внимания на награды, а больше на то, что он сказал про страшную картину увиденную в республике. В Чечне, конечно, говорят, что кого Москва захочет – тот и будет. Это выражение скепсиса. Но при этом есть другой тезис: чеченцы будут голосовать только за того, кого захочет Москва. Они не хотят голосовать за человека, который вступит в противоречие с Москвой, а значит, принесет проблемы или даже новую войну. В 1997 году люди голосовали за Масхадова в том числе и потому, что надеялись, что тому удастся договориться с Россией – конечно, в тот период как с отдельной страной. После выборов наступило разочарование, что Масхадов оказался слабым, позволил ввергнуть страну в разруху, не сумел договориться с Россией.

Мы проверяли в прошлом году перед выборами, каков рейтинг Масхадова. Оказалось, 4%. При том, что чеченцы всерьез воспринимают его как законно избранного президента.

— В Чечне нет мнения, что Кремль в данном случае идет на поводу у Рамзана, демонстрируя полную лояльность его желаниям, кандидатам и всему, что от него исходит?

— В данный момент вы воспроизводите элитарные разговоры, которые идут в Москве. Возможно, действительно есть известная переоценка влияния и даже опасности, которая потенциально может исходить от строптивого Рамзана Кадырова. Но можно допустить и существование общих интересов и совпадающих целей. А простой народ вообще так не воспринимает ситуацию. Люди думают: нам нужен президент, который обеспечит безопасность, поможет восстановить дома, получить работу, воспитать детей. В России должны понять, что чеченцы – это не бандиты и террористы, а большой, трудолюбивый и талантливый народ. Это тоже задача президента. Людям очень хотелось бы иметь выбор (благо кандидатур множество), но они сегодня готовы согласиться на любое приемлемое Кремлю решение, если им дадут возможность быть самими собой.

Новости и материалы
Оппозиция Молдавии объявила о запуске кампании против вступления в ЕС
Ганчев рассказал об эвакуации в Харьковской области
В Госдуме рассказали о значении взятия села Старица Харьковской области
Шольц высказался о полномасштабной наземной операции в Рафахе
На Украине медика перепутали с военкомом и побили
Российский боксер Ковалев проиграл Сафару в Саудовской Аравии
На Украине предупредили о возможных отключениях света в двух регионах
В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в Северную Корею
Американский боксер назвал Усика животным
Марюс Вайсберг рассказал, почему снял Собчак в фильме «Гитлер, капут»
В Белгороде произошли взрывы
Футболист «Динамо» Тюкавин получил травму в матче с «Крыльями Советов»
Агата Муцениеце и Роман Чуйков расскажут о своем романе в рамках мюзикла
В России названо число подтопленных домов из-за паводков
В Белгородской области открыли ПВР для беженцев из Харьковской области
В зоне СВО ликвидировали одного из лучших украинских летчиков
Бритни Спирс показала опухшую сломанную ногу, которую не лечит
«Краснодар» одолел «Сочи» и сохранил шансы на победу в РПЛ
Все новости