Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Колбаса
и колбасящиеся

Тоска по «Битлам» и «грибы» в трехлитровых банках – роман Юрия Арабова «Биг-бит» стал одним из финалистов премии, награждающей лишь добрым словом.

Юрий Арабов широко известен как киносценарист, прежде всего по совместной работе с Александром Сокуровым. Однако серия издательства «Андреевский флаг» называется «Русская современная проза», а следовательно, кино не должно иметь к содержанию книги прямого отношения. На поверку это оказывается не совсем так: в книге, кроме романа-мартиролога (авторское определение) «Биг-бит», собраны автобиографическая повесть, едва ли не наполовину в стихах, и две киноповести, по одной из которых снят знаменитый «Молох». Более всего интересен, конечно, «Биг-бит».

Почти все действие романа происходит в конце шестидесятых. На первой же странице можно кое-что узнать о «Докторской», «Любительской», «Молочной» и «Останкинской» колбасах.

Это, как минимум, честно: колбасная проблема была самой важной для москвичей позднего, переразвитого социализма.

На ее фоне меркли прочие временные трудности: с туалетной бумагой, с катушечными магнитофонами, с поездками в капстраны и даже с сексом. Это было время железных людей, которым спокойно жить и творить по-настоящему мешало только отсутствие колбасы. Колбаса, правда, могла принимать самые разные формы: тех же магнитофонов, например, туалетной бумаги, поездок в капстраны или опять же секса. Колбаса – понятие по сути абстрактное, но и всеобъемлющее. Колбаса – это звучало гордо! Родину продавали за колбасу! А для героя «Биг-бита», малолетней звезды советского рок-н-ролла Фета (в миру Федора), колбасой стали «битлы». И как настоящий советский человек брежневского разлива, за колбасу Фет готов был отдать все.

Самое печальное в романе – что он действительно мартиролог.

Массу подробностей припомнил Арабов, кучу деталей быта, и все это с наслаждением вывалил на страницы. Конечно, как раз в деталях с ним можно не соглашаться: как-то уж слишком рано магнитофонные бобины сменяются кассетами, и так же безвременно пропадают «грибы», разводимые домохозяйками в трехлитровых банках. Вероятно, это происходит от общей «продвинутости» героев – они чересчур тесно связаны с киностудией им. Горького, чтобы быть типичными москвичами того времени. Да и не важно, когда именно перешла на туалетную бумагу интеллигенция, и когда рабочий класс за ней последовал: Арабову просто хочется напомнить еще раз об этих матерчатых конвертиках, набитых газетами, что висели на двери каждого коммунального сортира.

Читая, поневоле перетряхиваешь собственный багаж воспоминаний и приходишь к печальному выводу: все это хлам для личного пользования, к прозе отношения не имеющий никакого.

Фет и его окружение – не единственные герои романа. Среди действующих лиц есть и собственно «колбаса» юного музыканта: группа «Битлз» в полном составе. Вот тут никаких подробностей, все весьма общо. Четверо баловней судьбы курят траву, купаются в деньгах, бренчат всякую чушь, страдают от собственной ничтожности – кроме Ринго, конечно – и без конца друг друга не любят. Чудесным образом Фет-таки попадет к ним, и сыграет, и «Битлз» вроде бы не распадутся никогда, но эта сложная аллегория повисает в воздухе, не имея в тексте никакой реальной опоры. Собственно, если забыть о приземленно-колбасных подробностях быта, то и весь роман окажется очень воздушной конструкцией.

Действия героев парадоксальны, иным репликам позавидовал бы Ионеску – одним словом, сильно пахнет абсурдом, который, как известно, очень гармонично с советской реальностью сочетается.

Однако порой Арабов откровенно перебарщивает, например, описывая встречу Брежнева и Андропова. Бровеносец слушает доклад о положении в Праге, а думает исключительно об одноименном ресторане. Весь диалог следовало бы закончить сакраментальным «за окном шел снег и рота красноармейцев». Увы, анекдот – это уже не абсурд, особенно если анекдот не смешной.

Впрочем, некоторым и не надо погорячее. Как выяснилось в Татьянин день, Академии российской современной словесности роман Арабова показался очень даже ничего, и ему, в компании со Стругацким и Пелевиным, присудили премию Аполлона Григорьева. Правда, при неявке всех лауреатов. А 16 февраля из всех троих выберут лучшего. Но опять ничего не дадут – Росбанк пару месяцев назад отказался спонсировать премию.

Юрий Арабов, «Биг-бит». «Андреевский флаг», 2003.

Новости и материалы
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Все новости