Пенсионный советник

В рунете разворачивается битва за зрителя

Обзор российских видеосервисов

Марина Максимова 28.02.2011, 21:28

Среднесуточная аудитория интернета в России — более 24 миллионов человек, при этом доля зрителей видеопорталов и интернет-телевидения стабильно растет. Популярные телевизионные сериалы, ток-шоу и даже новостные выпуски все чаще ищут не в телевизоре, а в интернете. И это вполне понятно: возможность смотреть то, что нравится, без привязки к расписанию телеканалов — одно из неоспоримых преимуществ интернета.

Несмотря на то, что пиратское видео распространено гораздо больше, чем легальное, в рунете на фоне бурных обсуждений необходимости борьбы с пиратством в сети стали возникать стартапы, деятельность которых непосредственно связана с видеоконтентом. Они предоставляют пользователям возможность просматривать фильмы, сериалы, телешоу легально и в хорошем качестве. Различия же между ними в основном состоят в размерах видеотек, списке партнеров и бизнес-модели, которую используют вышеупомянутые видеосервисы.

Zoomby.ru


Создатели ресурса Zoomby.ru сделали ставку на показ телевизионного контента «вслед за эфиром» (catch up). Передачи появляются на сайте спустя несколько часов после выхода в эфир. Таким образом, пользователь может, вернувшись с работы, спокойно посмотреть новую серию сериала, который идет по ТВ днем. Основной контент Zoomby.ru — это развлекательные передачи, шоу, сериалы, фильмы и другие популярные продукты телеканалов и кинокомпаний.

К настоящему времени на портале размещено более 25 тыс. единиц контента, предоставленных эфирными российскими телеканалами и различными кинокомпаниями. Часть контента, размещенного на Zoomby.ru, по утверждению владельцев ресурса, невозможно найти на других порталах легального видео.

Просматривать видео на Zoomby.ru пользователи могут бесплатно. Владельцы Zoomby.ru считают наиболее эффективным способом заработков рекламную бизнес-модель, когда до и после видео транслируются рекламные ролики, которые нельзя «перемотать».

ivi.ru


Зарабатывать на рекламе решили и владельцы видеосервиса полнометражного легального контента ivi.ru. По их данным, в России 60% пользователей готовы смотреть рекламу в видео в обмен на качественный бесплатный контент.

На сегодняшний день у компании Digital Access (управляет ivi.ru) более 150 партнеров — правообладателей контента. На видеосервисе размещено более 50 тыс. единиц видео: фильмов, сериалов, анимации и телевизионных передач.

AYYO


Один из самых молодых легальных видеопорталов, запущенный в декабре 2010 года, — AYYO (ресурс компании Innova). На сегодня на площадке представлен контент Paramount и «Ленфильма». «У нас очень агрессивные планы по контентному наполнению сервиса на 2011 год, это будет, прежде всего, западный материал. Мы ориентируемся на премиальный контент», — рассказал «Газете.Ru» руководитель проекта AYYO Василий Ситников.

Создатели AYYO выбрали модель разовых продаж для текущих релизов (новинок кинопроката). «Сейчас мы зарабатываем на разовых продажах и планируем вводить подписку для нового контента соответствующего типа», — пояснил руководитель проекта.

Доступ к контенту AYYO осуществляется по двум схемам: Video on Demand (приобретение права на просмотр фильма в течение двух дней — 50 рублей) и Download to Own (приобретение и скачивание фильма на компьютер пользователя — 85 рублей).

Для просмотра или приобретения фильмов (на ресурсе также представлены игры и книги) необходимо пополнить баланс через системы электронных денег, банковскую карту или SMS. Сервис AYYO требует регистрации.

Сейчас на сайте размещено около 500 фильмов. В течение года руководство проекта планирует расширить видеотеку и довести число фильмов до двух тысяч.

Аймобилко


Ресурс «Аймобилко» предлагает пользователям покупать легальные фильмы, мультфильмы, книги, аудиокниги и музыку в интернете через карты подписки. По информации владельцев «Аймобилко», сервис, запущенный еще в 2008 году, растет на 25–30% ежемесячно, как по количеству пользователей, так и по выручке.

Стоимость карты подписки составляет 499 рублей, а срок действия подписки после активации — ровно 30 дней. Пользователь может скачивать по одному фильму, книге, аудиокниге, музыкальному альбому или по три мультфильма в день. Таким образом, каждая покупка по подписке обойдется примерно в 17 рублей. При этом сохраняется возможность покупки контента в неограниченных количествах по обычной цене.

На портале действуют еще несколько способов оплаты: через системы электронных денег, банковскими картами, через терминалы QIWI или по SMS. В каталогах «Аймобилко» несколько тысяч мультфильмов и фильмов.

Tvigle.ru


Еще один портал с легальным видео, работающий по рекламной модели предоставления контента, — Tvigle.ru. Владеет ресурсом компания Tvigle Media, производитель и дистрибутор профессионального развлекательного видеоконтента для интернета, мобильных сетей и цифровых телеканалов. На Tvigle.ru представлено видео различных жанров и форматов: сериалы, фильмы, музыкальные клипы. На сегодняшний день в видеотеке Tvigle Media находится около 14 тыс. единиц лицензионного видео и около 26 тыс. единиц авторского контента. 70% лицензионных видеозаписей российские, а 30% — контент зарубежных правообладателей. По сообщению компании, ежедневно на сайте Tvigle.ru появляется от 20 до 100 новых лицензионных видеозаписей.

TVzavr


Онлайн-кинотеатр TVzavr — еще одна площадка с бесплатным для пользователей лицензионным видеоконтентом. В коллекцию TVzavr входит обширный список отечественных и иностранных фильмов и сериалов. Также на ресурсе можно найти развлекательные, образовательные, публицистические и спортивные программы, мультфильмы, передачи о спорте, музыку. Посетителям сайта предлагается регистрация: для просмотра она не обязательна, но позволяет оставлять отзывы и предложения. Для просмотра видео в полноэкранном режиме нужно скачать с сайта специальный плеер.

Лицензионный видеоконтент хорошего качества — это далеко не все, что предлагают перечисленные ресурсы.

Большинство из них берут на себя еще и рекомендательную и информирующую функции (Zoomby.ru, ivi.ru, AYYO, TVzavr, Tvigle.ru): на этих сайтах можно найти профессиональные и пользовательские рецензии о фильмах, поставить оценку, написать комментарий, пообщаться с другими поклонниками кино.

Несмотря на, казалось бы, сложившуюся конкуренцию, перечисленные порталы работают на одном поле, а главным соперником легальные видеоресурсы считают торрент-трекеры.

«К сожалению, пиратские ресурсы по-прежнему отбирают большую часть аудитории, которая ищет видео в интернете. Легальным ресурсам достается лишь небольшая часть, — рассказала «Газете.Ru» и. о. генерального директора «Веб-ТВ» (компании принадлежит портал Zoomby.ru) Юлия Митрович. — Основные поисковые системы пока не ранжируют легальные и нелегальные площадки и выдают на первые позиции сайты с пиратским контентом, у которых заведомо больше преимуществ на выдачу по запросу: размер базы контента и страниц сайта, возраст домена и так далее».

Некоторые примеры позволяют владельцам видеосервисов строить позитивные планы на будущее. «Есть различные способы борьбы с пиратством. Мы выбрали не путь борьбы с пользовательским контентом, а замену его на легальный и лицензионный, в удобном формате и на хорошей скорости. Этого оказалось достаточно, чтобы за 2 недели размещения на видеосервисе ivi.ru фильм «Темный мир» собрал в 3 раза больше просмотров, чем на торрент-трекере Rutracker.org», — поделилась опытом генеральный директор компании Digital Access (управляет ivi.ru) Анна Знаменская.

Выиграют ли видеосервисы в борьбе за пользователей, покажет время, но в пользу того, что у россиян все-таки может сформироваться привычка к потреблению легального контента, говорит и мировой опыт. По данным организации по борьбе с пиратством BayTSP, присутствие бесплатного легального видео хорошего качества в интернете значительно снижает уровень нелегального использования фильмов и другой продукции. Так, в США после появления проекта Hulu.com (является крупнейшим видеопорталом в США, на котором объединен контент крупнейших телевизионных каналов) было отмечено снижение уровня видеопиратства на 60%.