Большинство специалистов и журналистов, работающих в области телекоммуникаций, сходятся во мнении, что «Связь-Экспокомм» уже не то место, где налаживаются деловые контакты, ведутся переговоры и заключаются сделки. Для этих целей по-прежнему следует ехать на «3GSM-Конгресс» или в Германию на CeBIT.
Этот год является для выставки юбилейным вдвойне — исполняется 30 лет первой выставке «Связь» и 10 лет объединенной «Связь-Экспокомм». Именно в 1995 году бывшие конкуренты — отечественная «Связь» и американская «Экспокомм» — соединились, чтобы стать достойным соперником CeBIT. На первых порах все к тому и шло: с каждым годом количество именитых участников увеличивалось, и даже кризис 1998-го не выбил «Связь-Экспокомм» из колеи.
Но последние годы акцент выставки все более отчетливо смещается в область шоу и развлечений. «Утрачена прежняя деловая привлекательность», — в один голос твердят отказавшиеся от участия в выставке компании.
Среди тех, кто решил не выставляться отдельным стендом на «Связь-Экспокомм», такие компании-производители, как Motorola, Nokia, Philips. Из трех лидирующих операторов сотовой связи в этом году на выставке были представлены только МТС. «Билайн» и «Мегафон» от участия отказались.
Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, многие производители представили на выставке телефоны. Во-вторых, выставка меняется, и это вполне закономерный процесс. Если где-то убывает, то в другом месте непременно прибудет.
Поскольку главный посетитель нынешнего «Связь-Экспокомм» — это все-таки конечный потребитель, то вполне логично сконцентрировать усилия именно на нем, представляя готовые к продаже продукты, а не концептуальные новинки.
Так сделала, например, компания Motorola, которая самостоятельно не участвует в выставке уже с 2000 года, а все свои новинки выставляет на «3GSM-Конгрессе» и на CeBIT. «В России мы обозначаем свое присутствие в рамках «Связь-Экспокомм» только на стендах наших партнеров-дистрибуторов, — говорит Елена Кузнецова, менеджер по маркетингу подразделения мобильных средств связи представительства компании Motorola в России и СНГ. — Все 5 дней мы проводили совместные мероприятия с компанией «Евросеть», два дня на стенде компании «Дивизион» и по одному дню на стендах компаний «Диксис», «Связной» и «Цифроград». Компания совместно с «Евросетью» раздарила посетителям выставки 35 тысяч призов и 150 мобильных телефонов Motorola C650.
Стилистика шоу прослеживалась повсеместно: на оборудованном на улице стенде Siemens публику развлекали танцоры, Alcatel веселили посетителей выступлениями акробатов на ходулях, а «МТУ-Интел» представили публике модели роботов из «Звездных войн» в преддверии премьеры последнего эпизода саги. Многие дистрибуторы разыгрывали телефоны и другие призы для посетителей выставки.
В конечном итоге именно дистрибуторы сотовых аппаратов стали основными действующими участниками выставки. Они заявляют о себе с каждым годом все более активно и задают тон всему мероприятию.
Например, одним из несомненных «гвоздей» программы «Связь-Экспокомм» в этом году были боксерские поединки, утроенные все той же «Евросетью». Бои собирали намного большее количество зрителей, чем демонстрации новинок ближайшего будущего, да и от желающих самим выйти на ринг отбою не было.
А еще были стриптиз, всевозможные танцы, «Руки вверх», «Манго-Манго» и все то, что и должно быть на массовом народном гулянии.