Шесть лет за аварию в метро

Суд осудил первых виновников аварии в московском метро на сроки от 5,5 до 6 лет



Обвиняемые по делу о крушении поезда в столичном метро 15 июля 2014 года (слева направо: директор...

Обвиняемые по делу о крушении поезда в столичном метро 15 июля 2014 года (слева направо: директор фирмы-субподрядчика ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов, старший дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов, заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексей Трофимов) в ожидании приговора в Дорогомиловском суде Москвы

Кирилл Калинников/РИА «Новости»
Московский суд приговорил на срок от пяти с половиной до шести лет четверых подсудимых, причастных к аварии в московском метро, происшедшей в 2014 году. Этим судебным решением недовольны как сами осужденные, так и потерпевшие по уголовному делу. Тем временем СК РФ обещает вскоре завершить расследование в отношении еще шестерых обвиняемых в крушении поезда между «Парком Победы» и «Славянским бульваром».

Приговор первым осужденным по резонансному делу о катастрофе в московском метро судья Дорогомиловского суда столицы Антон Толстой читал на протяжении шести часов — практически целый рабочий день. Столько заняло перечисление многочисленных экспертиз, показаний свидетелей и других обстоятельств, имеющих отношение к аварии, происшедшей год назад.

В итоге суд приговорил мастера дистанции пути Валерия Башкатова к пяти годам и шести месяцам заключения в колонии общего режима.

Столько же получили замдиректора организации-подрядчика ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов и замначальника дистанции капитального ремонта Алексей Трофимов. А вот помощник Башкатова Юрий Гордов получил чуть больше — шесть лет заключения.

По версии следствия и суда, именно он и закрепил злополучный стояк на стрелочном перегоне проволокой, что и привело к гибели людей. Судья счел, что фигуранты виновны в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации и метрополитена, которое повлекло смерть дух и более лиц.

Авария между станциями метро «Парк Победы» и «Славянский бульвар» произошла 15 июля 2014 года и стала самой крупной в истории российской подземки.

Тогда на перегоне с рельсов сошли три вагона поезда, в результате чего погибли 24 человека, еще 188 пострадали.

«Суд установил, что Круглов, будучи обязанным контролировать ход работ, проводимых ремонтными организациями и отдельными сотрудниками, не принял ряд мер для профилактики нештатных ситуаций и фактически самоустранился от надлежащего исполнения своих обязанностей», — говорится в приговоре суда, который зачитал Толстой.

По его словам, Башкатов и Трофимов «не обеспечили надлежащий контроль за техническим состоянием стрелочного перегона». Согласно приговору Гордов закрепил стояк стрелки проволокой вместо тяги, хотя он «знал или должен был знать о возможных общественно-опасных последствиях этого решения, но самонадеянно надеялся избежать их».

В ходе судебного разбирательства ряд свидетелей и трое подсудимых — Трофимов, Башкатов и Круглов — дали показания, суть которых состояла в том, что

всю полноту ответственности за происшедшее должен был нести именно Гордов, тогда как, по их словам, остальные подсудимые не могли знать о том, что он небрежно выполнил ремонт стрелки.

Однако Гордов подчеркивал, что был не в курсе того, кем до него выполнялись работы на перегоне, так как в день, предшествующий катастрофе, он вышел на работу вместо другого заболевшего сотрудника по фамилии Соколов. Также, по словам помощника мастера дистанции, он и ранее видел, как вместо тяги используют проволоку, и это ни к чему опасному не приводило. Натянутые отношения между подсудимыми были заметны даже по тому, как они расположились на скамье: Гордов сидел отдельно от всех с недовольным выражением лица, а другие фигуранты дела старались не смотреть в его сторону.

Впрочем,

как следует из приговора суда, аварии в метрополитене предшествовал целый ряд других нарушений. В частности, Трофимов и Башкатов выполняли свои работы в неурочное время и оплата их труда осуществлялась незаконно, а ООО «Спецтехреконструкция» не располагало всеми необходимыми документами для ремонта путей.

В результате прошлогоднего инцидента между «Парком Победы» и «Славянским бульваром» несколько его жертв останутся инвалидами до конца жизни.

«До этой трагедии я работал преподавателем английского языка. Сейчас я испытываю постоянные головные боли, у меня развилась гидроцефалия, и я вовсе не могу работать. Я заявил гражданский иск к подсудимым и хочу, чтобы мне хоть как-то компенсировали затраты на лечение», — заявил в беседе с «Газетой.Ru» один из пострадавших Рамиль Намазов. Всего же родственники погибших и пострадавшие потребовали у суда взыскать с осужденных около 37 млн руб. в качестве компенсации. Судья Толстой удовлетворил их требования лишь частично с учетом «разумности и обоснованности». Теперь Башкатову, Трофимову, Гордову и Круглову придется выплатить около 15 млн руб.

Решением суда оказались недовольны как осужденные, так и сами потерпевшие.

«Суд не учел позицию защиты Башкатова о том, что причиной катастрофы могла стать неисправность подвижного состава. На это указывают определенные показания свидетелей и другие данные. Считаю, что суд должен был либо вовсе оправдать моего подзащитного, либо дать ему значительно меньший срок наказания, чем остальным фигурантам дела. Однако судья, видимо, в силу того, что к процессу приковано серьезное внимание общественности, дал всем почти поровну», — сказал защитник мастера дистанции пути Сергей Князькин.

В ходе процесса он требовал у суда допросить машиниста сошедшего с рельсов поезда Сергея Осипова под гипнозом, так как, по версии адвоката, это поможет свидетелю лучше вспомнить все, что произошло в момент аварии. Суд отклонил эту просьбу Князькина.

«Суд повторил слово в слово обвинительное заключение и усмотрел прямую связь между действиями Трофимова и наступившими последствиями. Но если причиной крушения стали ненадлежащим образом закрепленные детали стрелки, то при чем здесь Трофимов? Ведь его работу потом полностью переделал Гордов. И это обстоятельство даже признается в приговоре. Я обязательно буду обжаловать решение суда», — поддержал коллегу адвокат Трофимова Александр Яковлев.

«Я недоволен решением суда. Просто по этой статье (ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена». — «Газета.Ru») больше не дают.

Но такое наказание меня не устраивает, да и моего 21-летнего сына уже не вернуть. Он в тот день ехал получать водительские права…» — в свою очередь заявил «Газете.Ru» отец одного из погибших Владимир Шишков.

Между тем официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил в понедельник, что в настоящее время завершается расследование в отношении еще шестерых обвиняемых в причастности к аварии. Среди них начальник службы пути Юрий Сильянов, его заместитель Валерий Малышев, а также руководитель дистанции пути Николай Мельников и исполнявший его обязанности в момент крушения Анатолий Казанцев.