Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Плещут мазутные волны

В Керченском проливе гибнут тысячи птиц

В зоне катастрофы в Керченском проливе оказалось около 50 км береговой полосы. Природе нанесен значительный урон, уже погибли и продолжают гибнуть тысячи редких птиц. Как говорят экологи, причиной произошедшего стала в том числе старость речных судов, которые выпускают в море. Но ситуация могла быть еще хуже.

В среду шторм в Керченском проливе, где в воскресенье из разбившегося судна вылились в воду тысячи тонн мазута, стал утихать, и на море, как и на берегу продолжилась ликвидация последствий стихийного бедствия. В течение двух предыдущих дней на побережье Керченского пролива и Темрюкского района Краснодарского края было собрано более 800 т нефтепродуктов, их отвезли на специальную площадку в районе поселка Сенной для последующей утилизации. Мазут из танкера «Волгонефть-123» перекачали на другое судно, а затем начали перекачивать нефтепродукты из расколовшегося надвое танкера «Волгонефть-139». В среду спасатели МЧС перекрывали боновыми заграждениями акваторию моря между косой и островом Тузла. Накануне туда были доставлены 7 т сорбента.
Что касается экологов, отправившихся в Керченский пролив, то сначала у них вообще были проблемы с осмотром места катастрофы: местность является погранзоной, и доступ туда, даже при подобных ЧС, крайне ограничен, заявили они журналистам. Но затем «Гринпис» и другим экологическим организациям удалось договориться с пограничниками и выйти на работу.

По последней информации, в зоне катастрофы оказалось 50 км берега, и природе нанесен значительный экологический урон.


Как заявил президент Союза охраны птиц России Виктор Зубакин, Керченский пролив является «ключевой орнитологической территорией международного значения». «Здесь концентрируются не только массовые виды птиц, но и занесенные в Красную книгу, всего 11 видов. Эта территория лежит на миграционном пути, и в осенний период здесь скапливаются до нескольких сот тысяч водоплавающих птиц. Всего погибли не десятки тысяч, как заявлялось ранее, а несколько тысяч», — сказал Зубакин.

Сейчас на место катастрофы начали приезжать первые группы волонтеров, которые будут убирать берег и пытаться спасти испачканных нефтепродуктами птиц. Добровольцев уже около тысячи. Набор продолжается, по оценке экологов, всего требуется около 3–4 тыс. «ликвидаторов».

Власти Краснодарского края предлагали перевозить пострадавших птиц в краевую столицу и оказывать им помощь там. «Намерения самые благие, но они не выдерживают никакой критики», — сказал глава Российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин. С ним согласился и президент Союза охраны птиц России. «Эффективность этой процедуры для спасения птиц крайне низка. Физиология у пернатых такова, что они очень быстро погибают от переохлаждения. С водоплавающих нужно смывать мазут и как можно быстрее переносить в теплое место», — говорит орнитолог.

На берегу были обнаружены несколько выбросившихся дельфинов, спасти их уже не удастся.

Гибель большого количества промысловых видов рыбы, которая, по словам экологов «просто пропитана мазутом», в свою очередь, принесет урон в экономическом плане.

При этом катастрофа, по словам экологов, будет долго действовать на природу: тяжелый мазут осел на дно моря, и убрать его оттуда будет очень сложно, если это вообще возможно.

С потеплением мазут сам начнет подниматься на поверхность воды. Впрочем, с этого момента нефтепродукт под воздействием тепла начнет разлагаться самостоятельно. (Сера же с затонувших суден «Нахичевань» и «Вольногорск», по мнению экспертов, не представляет экологической или какой-либо другой опасности).

Как говорят экологи, хуже всего ситуация обстоит в поселке Тамань, берег близ которого сплошь покрыт мазутом, а в море плавают нефтяные пятна. Экологическая катастрофа, хотя и не глобального масштаба, грозит и черноморским курортам, считают «зеленые»: экологи не исключают, что мазут может перекочевать и в сторону Анапы и Геленджика. Также есть данные, что пятно длиной 6 км и шириной 300 м движется в сторону берегов Украины.

«Но при этом, оценивая масштабы катастрофы, можно сказать, что мы еще дешево отделались», — заявил координатор токсической программы «Гринпис России» Алексей Киселев. Дело в том, что, по официальной информации, в море из 4 тыс. т мазута оказалось около 1,2 тыс.

Главной причиной катастрофы экологи считают то, что все восемь судов, оказавшихся в зоне шторма в воскресенье, были речными.

Практика в России такова, что нефть или нефтепродукты перевозятся по рекам до морских портов, а затем перегружаются на морские танкеры и дальше следуют в пункт назначения, говорит Игорь Честин. «Морские суда не могут заходить в мелкие речные порты, а чем заканчивается пребывание в море речного транспорта, не приспособленного выдержать сильный шторм, показала трагедия в Керченском проливе», — заявил он.

Кроме того, говорят экологи, масштабы катастрофы оказались значительными потому что многие суда были старыми — и буквально развалились под напором волн.

Как заявил Честин, в России отсутствуют правила прогнозирования подобных ситуаций, хотя в Госдуме уже шесть лет лежат два соответствующих законопроекта. «Подобные разливы возможны практически во всех портах. Заранее необходимо готовить программу для быстрой и профессиональной очистки берегов и спасения животных, которые страдают от разливов нефти», — заявил глава российского WWF. «Подобной программы не оказалось в порте «Кавказ», что и сказалось на качестве работы по ликвидации, — считают экологи. — А если подобная ситуация повторится где-нибудь на севере, в малонаселенных и труднодоступных портах, то катастрофа будет куда глобальнее, а ликвидация потребуют гораздо больших усилий, средств и времени, считают экологи».

Тем временем правоохранительные органы ищут виновных в трагедии, и подозреваемых прибавляется с каждым днем. По факту разлива мазута с танкера «Волганефть-139» было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 252 УК РФ (загрязнение морской среды). По той же статье будет расследоваться дело о катастрофе «Вольногорска» и «Нахичевани». «Нахичевани» инкриминируется еще ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта), сообщила «Газете.Ru» представитель Южной транспортной прокуратуры Елена Великова. А в среду в отношении капитана порта Кавказ Андрея Иовлева возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.239 УК РФ (халатность). Халатность, по мнению следователей прокуратуры, выразилась «в необеспечении безопасности движения и эксплуатации судов».

Новости и материалы
В России могут упростить покупку квартир с использованием маткапитала
Критическую инфраструктуру в Сумах перевели на резервное питание
Контингент НАТО могут оставить в Сувалкском коридоре на постоянной основе
В России значительно снизился спрос на отдых в детских лагерях у моря
Стало известно о ненужных антибиотиках при лечении коронавируса
МВД России объявило в розыск еще одного бывшего высшего чиновника Украины
Экс-генерал ВСУ признал, что западная помощь не поможет Украине сравнять силы с Россией
Названы самые вредные советы по финансовой грамотности из соцсетей
Менее половины российских семей потратили в 2023 году маткапитал на жилье
Мадуро заявил, что США готовят Гайану для нападения на Венесуэлу
ЦАХАЛ сообщил о поражении командного центра ХАМАС
Пожар на овощехранилище в Крыму потушен
ФСБ рассекретила свидетельства адъютанта Гитлера о плане Германии вместе с США воевать против СССР
В России объявили в розыск экс-главу МВД Украины Авакова
Россиян предупредили о последствиях чрезмерного использования кондиционера в офисе
Шойгу отметил продвижение ВС РФ на Красноармейском направлении
В России в 2023 году открылось рекордное количество универмагов
В Сумах произошли повторные взрывы
Все новости