Патриарх управился с ПАСЕ

Глава РПЦ Алексий II выступил на сессии ПАСЕ

Reuters
Патриарх Алексий II сформулировал перед ПАСЕ, какой Русская православная церковь видит концепцию прав человека. Вместе с тем, глава РПЦ заявил, что ни одно мировоззрение не может настаивать на монополии. Патриарх осудил гей-парады и констатировал необходимость религиозного воспитания. Эксперты говорят, что выступление доводит до сведения парламентариев: западная концепция прав человека не уникальна.

Во вторник в ходе визита в Страсбург патриарх Алексий II выступил на сессии ПАСЕ перед парламентскими делегациями 40 стран, входящих в Совет Европы.

Обращаясь к депутатам, патриарх предпочел говорить о христианских ценностях и практически не коснулся политики.

Алексий II отметил особую роль, которую христианство сыграло в становлении Европы. «Любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура», — сказал он, сообщается на официальном сайте Русской православной церкви.
После этого глава РПЦ перешел к мысли о том, что концепция прав человека «развивались на почве христианской нравственности и составляла с ней своеобразный тандем», разрыв которого может оказаться губительным для европейской цивилизации.

Основные тезисы выступления патриарха по сути продублировали концепцию прав человека, сформулированную на прошлогоднем Всемирном русском народном соборе.

Патриарх снова напомнил о том, что религиозная традиция подразумевает критерий различения добра и зла. При этом светская концепция прав человека, отмечают церковники, склонна признавать в качестве нормы насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназию. По мнению Алексия II, «технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей».

Не касаясь в своем выступлении напрямую тех сторон современной жизни, к которым у церкви весьма однозначное отношение, Алексий II, отвечая на вопросы участников сессии, осудил гей-парады.

Патриарх заявил, что считает подобные акции пропагандой гомосексуализма. «Когда настойчиво пытались провести в Москве парад гомосексуалистов, мы считали, что это — пропаганда и реклама греха», — сказал патриарх, передает «Интерфакс». Патриарх отметил, что для церкви гомосексуалисты — это грешники, к которым она относится с состраданием. Это «грешники, которых мы любим, ненавидя их грех», заметил он.

При этом патриарх сказал, что не приемлет попытки рекламировать болезненные проявления. «Почему же клептоманию никто не афиширует, а гомосексуализм афишируют проведением гей-парадов?» — спросил глава РПЦ.

Касаясь проблем, которые волнуют церковь, Алексий II также затронул тему религиозного образования.

В этой связи патриарх поднял вопрос о необходимости восполнять религиозный пробел в светском школьном образовании. «Дело здесь не в том, что школа должна быть полем для миссионерства, а в том, чтобы в ней дети, которые сами или по законному решению родителей уже выбрали свою веру, могли бы укрепляться в вечных нравственных нормах, без которых любое общество окажется в опасности», — заметил предстоятель РПЦ.

Вместе с тем, патриарх особо отметил, что ни одно мировоззрение, в том числе светское, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. «Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере», — подчеркнул он, добавив, что одной из площадок такого диалога может стать Совет Европы, «имеющий потенциал и опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских ценностях».

Как отмечают эксперты, выступление патриарха по сути оказалось универсальным, решив сразу две задачи: политическую — продемонстрировав особый подход к правам человека, и межконфессиональную, вновь обозначив те проблемы, по которым у РПЦ и Римско-католической церкви солидарная позиция.

«Это выступление фактически доводит до сведения европейских парламентариев, что западная концепция прав человека не уникальна и сам подход к правам человека подразумевает варианты. Такая позиция устраивает и российские власти, и церковников. И в этом смысле поездка патриарха несет политическую нагрузку. Вторая составляющая этого визита — стремление выстроить отношения с католической церковью», — пояснил «Газете.Ru» замруководителя Центра политтехнологий Алексей Макаркин. Как известно, отметил аналитик, с некоторых пор обе стороны делают взаимные реверансы. Ватикан дал понять, что не рассматривает Россию как зону миссионерской активности, а патриарх поддерживает РКЦ в отстаивании общих христианских ценностей в жизни современной Европы и ответах на проблемы и вызовы современного мира, позиции по которым у католиков и православных, как правило, совпадают.