Пенсионный советник

Навели мосты

Украина хочет строить мост через Керченский пролив

Сергей Сидоренко («Ъ-Украина», специально для «Газеты.Ru»), Алия Самигуллина, Светлана Бочарова 18.03.2010, 20:22
ИТАР-ТАСС

На российско-украинском саммите в мае Киев предложит построить межгосударственный мост через Керченский пролив. В Кремле не исключают, что такой проект будет обсуждаться. По прежним планам мост мог стоить до полумиллиарда долларов. Это политический замысел, экономически он дорог и не обязательно окупится, сходятся политики из обеих стран.

О запланированном строительстве моста через Керченский пролив, который должен соединить украинский Крым и российскую Кубань, Виктор Янукович заявил в четверг в Симферополе, выступая перед крымскими чиновниками. По его словам, официально решение о строительстве должно быть принято и объявлено в мае, во время официального визита на Украину президента России Дмитрия Медведева. «Я думаю, что Россия сейчас очень заинтересована в строительстве этого моста в связи с проведением Олимпиады Сочи-2014», — обосновал свою уверенность Янукович.

О планах строительства моста между Керчью и Таманским полуостровом Янукович говорил и во время избирательной кампании. 13 января в ходе предвыборной поездки в Крым будущий президент заявил:

«Новый мост Керчь — Кавказ мы построим в обязательном порядке». Очевидно, Янукович тогда имел в виду мост Керчь — Кубань, а в беседе с журналистами перепутал географические названия.

В Кремле заявления Януковича воспринимают как заявку в повестку визита президента России на Украину, который состоится в мае 2010 года. В администрации президента «Газете.Ru» пояснили, что сейчас надо понять, какие темы хочет обсуждать Киев.

После конфликта по поводу несанкционированного строительства краснодарскими властями дамбы к косе Тузла в конце 2003 года воды Керченского пролива признаны совместными внутренними водами двух стран.

Для раздела акватории тогда же была создана межправительственная комиссия по разделу Керченского пролива, акваторий Черного и Азовского морей. В 2007 году она согласовала документы о разделении двух стран в Черном и Азовском морях (без указания точных координат прохождения границы), а по Керченскому проливу стороны даже не приблизились к договоренности.

В пресс-службе краснодарского губернатора Александра Ткачева «Газете.Ru» сказали, что в последнее время строительство перехода через Керченский пролив в крае не обсуждалось. «Можно говорить только об истории: несколько лет назад этот вопрос поднимался, и тогда губернатор поддерживал идею строительства», — сказал собеседник «Газеты.Ru». Новый раунд обсуждений и переговоров возможен только после того, как соответствующие решения будут приняты главами двух государств, сказали в пресс-службе.

Уже было принято решение о строительстве Черноморской магистрали (в Киеве в 2002 году Организацией черноморского экономического сотрудничества было принято нереализованное решение о создании вокруг Черного моря кольцевой автодороги к 2016 году, проект заморожен, одним из его участников была Грузия), и мост через Керченский пролив стал бы логичным дополнением этого проекта, считает сенатор от Краснодарского края Александр Починок.

До кризиса проект строительства моста оценивался в $480 млн. Как изменилась стоимость из-за кризиса — неизвестно.

«Никто вам не назовет цену до появления детального проекта», — говорит Починок. В любом случае на Кубани идею строительства моста поддерживают, сказал собеседник «Газеты.Ru». «Это бы означало прямую связь с Крымом», — сказал Починок.

Идея строительства путепровода через Керченский пролив действительно совсем не нова. В годы Великой Отечественной войны подготовку к его сооружению начала Германия, а затем работы продолжил Советский Союз.

В 1944 году железнодорожный мост сдали в эксплуатацию, но уже следующей зимой ледоход разрушил часть опор. После распада СССР политики инициировали рассмотрение вопроса о строительстве трехъярусного моста, приспособленного для движения железнодорожного, автомобильного транспорта и прокладки магистральных трубопроводов. Впрочем, дальше протоколов о намерениях дело не зашло.

Украинские политики утверждают, что попытки создать ТЭО моста предпринимались, но закончились неудачей.

«Этот проект нереален. Проводилась экспертиза, которая доказала, что чисто технически не удастся построить мост, который будет достаточно надежным. Там существуют проблемы с геологией, у которых нет решения», — заявил «Газете.Ru» Анатолий Матвиенко, премьер Крыма в 2005 году. О технических проблемах проекта говорил и экс-президент Леонид Кучма, выступавший за развитие паромной переправы Керчь — Тамань (действует в пассажирском, автомобильном режиме; железнодорожные перевозки не осуществляются с 1980-х годов).

Матвиенко не исключает, что повторная геологическая экспертиза, проведенная по инициативе нового президента, может разрешить строительство моста с использованием новейших технологий. Но и в этом случае проект точно останется нереализованным, уверен экс-премьер Крыма. «Это экономика! Нет такого спроса (на пассажиро- и грузопоток — «Газета.Ru»), который позволил бы заполнить мост. Мы даже паромные переправы с трудом гоняем. И вообще, Керчь — очень «тяжелый» город с точки зрения грузопотока, у него огромные проблемы с логистикой, решение которых будет очень дорогостоящим, — подчеркивает Матвиенко. — Это, конечно, важный политический символ — Крым и Кубань теперь вместе и тому подобное. Но зачем каждый раз обещать, что мост будет построен, я не знаю. По-моему, у Украины и России есть намного более важные проекты, в том числе в Азовской акватории».

«Построить мост реально. Проблема в финансировании», — убежден Починок. По его словам, российский проработкой этого проекта занимался российский Минтранс, который представит детальный проект строительства в случае достижения принципиальных договоренностей между лидерами России и Украины.