Азиатские народы генетически связаны с «денисовским человеком»

Жители стран Юго-Восточной Азии и южной части Китая получили больше всего по сравнению с остальными людьми генов от «денисовцев» - недавно открытой археологами разновидности древних людей, отделившихся от общего древа человечества 400-800 тысяч лет назад, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на публикацию шведских палеонтологов в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Российские и европейские археологи под руководством немецкого ученого Сванте Паабо в 2010 году обнаружили в Денисовой пещере в Алтайском крае останки нового вида людей, которые населяли Южную Сибирь и Среднюю Азию. Этот вид предков людей сосуществовал с неандертальцами и предтечами современных людей.

Ученые Понтус Скоглунд и Маттиас Якобссон из университета Упсалы (Швеция) сравнили геномы современных людей с восстановленной ДНК древних людей и построили несколько компьютерных моделей, описывающих путь миграции предков современного человека и их встреч с «денисовцами».

Шведские ученые предположили, что даже самые легкие генетические «следы» «денисовцев» можно обнаружить, если проследить за однонуклеотидными полиморфизмами - отличиями в ДНК в одну «букву»-нуклеотид - в геномах современных азиатов и в восстановленной ДНК «пещерных людей».

В результате сравнения получились два блока данных, один из которых содержал информацию о сходстве между современным и «денисовским» человеком, а во втором были совпадающие участки в геномах неандертальцев и «денисовцев». Сравнение этих блоков подтверждает гипотезу Паабо, согласно которой человечество можно разделить на три группы: полинезийцев, чернокожих аборигенов Африки и жителей остальной части мира.

Затем палеонтологи сопоставили место обитания современных людей и сходство их геномов с «денисовским». Оказалось, что две популяции из трех - океаническая и неафриканская - содержали в себе «следы» «денисовцев». При этом количество и «глубина» следов в геномах жителей Европы, Азии и аборигенов Северной и Южной Америки заметно отличалась, что не зафиксировали Паабо и его коллеги.

По оценкам исследователей, больше всего генов получили жители Восточной и Юго-Восточной Азии. Европейцы и люди с Ближнего Востока и Средней Азии были в меньшей степени родственны «денисовцам», а африканские аборигены, по всей видимости, не вступали в контакт с этим видом «пещерных людей».

Ученые предполагают, что первые контакты между денисовской культурой и племенами азиатских кроманьонцев произошли примерно 30 тысяч лет назад, после миграции будущих предков индейцев в Северную Америку. Это подтверждается тем, что в индейцы примерно так же далеки от денисовцев, как и европейцы.

Самые близкие «родственники» «денисовцев», помимо папуасов и прочих океанических народов, проживают на территории южного Китая и стран Юго-Восточной Азии. Из них ближе всего к «денисовскому человеку» народность И (Yi Zu), проживающая в южных провинциях Китая. Представители этой этнической группы оказались чуть ближе к «денисовцам» по сравнению с некоторыми океаническими народностями - в частности, папуасами с острова Бугенвиль в составе Соломоновых островов.

Используя полученные данные, Скоглунд и Якобсон построили несколько моделей расселения людей по всему Старому Свету, в которых учитывался или игнорировался контакт предков современных людей-«мигрантов» из Африки с местными аборигенами - неандертальцами и «денисовцами». Моделирование подтвердило, что современный «разброс» генов мог возникнуть только в том случае, если предтечи кроманьонцев скрещивались с «денисовцами» и неандертальцами.

В декабре 2010 года сделавшие находку исследователи восстановили геном этих людей и сравнили его с ДНК современных людей и неандертальцев. Они выяснили, что «денисовский человек» больше всего «наследил» в геномах современных полинезийцев и жителей некоторых островов Малайского архипелага. В августе 2011 года ученые под руководством Питера Пархэма из Стэнфордского университета в США выяснили, что «денисовцы» и неандертальцы передали предкам современных европейцев гены, отвечающие за работу иммунной системы.

В 2024 году россияне стали на пять минут больше пользоваться Telegram