Пенсионный советник

МЭР разработает «экспортные» паспорта

В Минэкономразвития подписывают соглашения о поддержке несырьевого экспорта

Екатерина Карпенко 12.10.2012, 16:17
ИТАР-ТАСС

В Минэкономразвития подписывает пакет соглашений с рядом компаний по вопросам продвижения внешнеэкономической деятельности. Соглашения подписываются с ОАК, «Мечелом», «Силовыми машинами», «АвтоВАЗом», «Реновой», «Интер РАО». Заинтересованность проявили и другие компании, в числе которых «Ростехнологии», «Русал», «Норникель», КамАЗ, «Аэрофлот», РЖД. В мероприятии планируется также участие ЭСКАР, которое специализируется на развитии финансовых инструментов государственной поддержки экспорта (акционер — Внешэкономбанк) и участвует в мероприятиях, запланированных в рамках «дорожной карты» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

Соглашения будут включать подготовку и проведение мероприятий по продвижению интересов компаний, создание условий для налаживания их сотрудничества с зарубежными партнерами. В данную работу включаются торговые представительства России за рубежом (возможно даже включение сотрудника компании в штат торгпредства). Предполагается, что под соглашение с каждой компанией будут создаваться паспорта их конкретных проектов за рубежом. К работе над проектом будет прикреплен сотрудник торгпредства. «Мы намерены сориентировать, даже мотивировать весь наш аппарат торгпредств на реализацию конкретных экономических проектов», — сказал на церемонии подписания глава МЭР Андрей Белоусов. По его словам, проекты будут также продвигать в институтах развития (в частности, ВЭБе).

В частности, РУСАЛ в рамках соглашения с МЭР планирует привлечь китайских инвесторов к строительству алюминиевого завода в Сибири с проектной мощностью 800 тыс. тонн. Компания надеется до середины следующего года выйти на подписание конкретных соглашений.

ОАК в первую очередь интересует продвижение интересов в сфере гражданского самолетостроения в Юго-Восточной Азии. По словам Михаила Погосяна, СССР занимал 25% этого рынка, а Россия сейчас 1%. По расчетам компании, именно рынок Юго-Восточной Азии через 10-15 лет опередит США и Западную Европу.

Как пояснил «Газете.Ru» вице-президент РЖД, компания завершает техническую работу над проектом соглашения с МЭР и заинтересована в сотрудничестве, так как работа российских компаний за рубежом связана с «тяжелейшей конкуренцией».

«Дорожная карта», разработанная в партнерстве с Агентством стратегических инициатив, предусматривает диверсификацию российского несырьевого экспорта. В частности, предусмотрено формирование партнерства государства и экспортоориентированного бизнеса, передача профильным ассоциациям некоторых полномочий в сфере поддержки экспорта.
В 2011 году, как говорится в документе, коэффициент диверсификации российского экспорта можно было сравнить с Замбией, Нигерией, Бахрейном и Азербайджаном. И позиции России на мировых рынках ухудшаются, а на уровне государства эффективная поддержка экспорта отсутствует: экспортеры обременены таможенными, административными и фискальными барьерами.

«Дорожная карта», разработанная при участии бизнеса и экспертного сообщества ставит конкретные цели и сроки их достижения. Так, количество организаций-экспортеров в 2013 году должно вырасти уже на 10%, а к 2020 году — вдвое. Объем неэнергетического экспорта к 2020 году предполагается увеличить в 2,5 раза, а коэффициент товарной диверсификации до более чем 7. План-график включает девять направлений, в числе которых формирование общенациональной системы поддержки экспорта, упрощение бюрократических процедур, промоутерство экспорта, повышение доступности финансовых услуг для экспортеров, развитие региональной инфраструктуры. В частности, предусмотрено формирование партнерства государства и бизнеса, передача профильным ассоциациям некоторых полномочий в сфере поддержки экспорта.

Эксперт-аналитик департамента ТЭК Института проблем естественных монополий Аркадий Шафран поприветствовал инициативы АСИ, но скептичен к некоторым аспектам. «В свете имеющихся тенденций, не очень понятно, каким образом малый и средний бизнес сможет реально участвовать в наращивании несырьевого экспорта», — сказал он «Газете.Ru». По мнению эксперта, диверсификация экспорта возможна в первую очередь в результате реализации планомерной и систематической промышленной политики, первоначально базирующейся на удобной и привлекательной инфраструктуре, дешевых энергоносителях и электроэнергии, а высокотехнологический сектор предусматривает развитие человеческого капитала. «Представляется, что в краткосрочной и среднесрочной перспективах реальной возможности потеснить зарубежные крупнейшие высокотехнологичные компании нет: для этого требовалось вложение существенных инвестиций самое позднее в начале 2000-х годов», — резюмировал Шафран.