Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Выгода обошла господдержку

Доходность банковских услуг для россиян стала значительно важнее поддержки банка государством

Сюзанна Камара 02.08.2010, 16:28
ИТАР-ТАСС

Устойчивость российских банков во время кризиса изменила подход россиян к выбору организации для вложения своих средств. Теперь для них важнее выгода предоставляемых услуг, нежели причастность банка к государству, обнаружил «Ромир». Господдержка по-прежнему важна лишь для людей с низкими доходами.

При выборе банка большая часть россиян ориентируются прежде всего на выгодные условия предоставления этим банком услуг. На втором месте надежность. На третьем – хорошая репутация банка. Принадлежность банка государству на сегодняшний день удостоилась в рейтинге лишь четвертого места, показывает исследование «Ромира».

«В связи с преодолением кризисных явлений в банковской сфере, мы отмечаем очевидные изменения в настроении клиентов, — соглашается с выводами социологов начальник отдела маркетинга Собинбанка Екатерина Бельтюкова. — Если в течение прошедших полутора-двух лет немаловажным фактором при выборе банка было наличие у него государственной поддержки, то сейчас клиенты делают ставку на банки с наиболее интересными продуктами и выгодными условиями. Особенно это касается сегмента банковских депозитов».

«Понятно, что острая фаза финансового кризиса позади и банки, которые сейчас функционируют и показывают нормальные результаты, выстояли и обладают достаточно высокой надежностью. И основным критерием является то, какие услуги предоставляет банк, насколько они удобны и выгодны», — говорит заместитель председателя правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин.

Немалую роль сыграло то, что сейчас средства каждого клиента в размере до 700 тысяч рублей защищены государственной системой страхования вкладов, участниками которой являются большинство банковских организаций.

«Этот фактор, а также общее «потепление» в банковской отрасли способствовали тому, что вкладчики стали уделять больше внимания величине процентных ставок, возможности снятия средств или пополнения счета и т. д. и выбирают банки исходя в первую очередь из привлекательности их условий», — говорит Бельтюкова.

К тому же государственное участие в банке теперь не гарантирует ни более дешевое обслуживание, ни эффективность работы банка.

«Многие частные банки из топ-100 оказывают гораздо более качественный сервис при меньших тарифах, чем банки с госучастием в капитале», — говорит заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая. В том же Сбербанке тарифы отнюдь не самые низкие на рынке. Так, за перевод по России в пользу третьего лица на счет в другом банке в «Сбере» с клиента возьмут 2% от суммы перевода, в то время как в крупнейшем частном банке — Альфа-банке — за аналогичную услугу возьмут 1,5%.

Как показывают исследования, наиболее эффективно по критерию «Прибыль/Активы» работают средние частные банки, занимающие от 50-го до 200-го места по размеру активов. Среди топ-10 наиболее эффективных банков нет ни одного госбанка, зато представлены 3 «дочки» иностранных банков (ХКФ-Банк, Коммерцбанк (Евразия), Инг Банк (Евразия)).

Приоритеты клиентов подтверждает и отчетность монополиста на рынке потребительских услуг — Сбербанка. Его доля на рынке вкладов физлиц на 1 июля 2010 года составляла 48,6%, тогда как годом ранее она была 50,4%.

С кредитами дело обстоит лучше: доля «Сбера» на рынке потребкредитов сейчас 32,6%. Годом ранее она была 31,7%. «Но годом ранее рынок кредитования переживал спад из-за кризиса, другие банки кредитование практически свернули. Поэтому здесь будет правильнее сравнивать с началом этого года. В этом ракурсе доля Сбербанка на рынке потребкредитов немного снизилась — до 32,6% с 32,7% на начало года», — говорит Лозовая.

Любопытно, что значимость господдержки банка в глазах клиента обратно пропорциональна доходам респондента. В категории россиян с месячным доходом 15–25 тысяч рублей наличие госучастия в капитале банка предпочтительно для 30% опрошенных, а для россиян с доходом 35–45 тысяч рублей важность этого критерия отмечают лишь 6%. Это указывает на недостаточную информированность о рынке банковских услуг людей с невысокими доходами, объясняют этот факт эксперты.