Экономика пошла на зарплату и долги

Расходы региональных бюджетов на экономику в 2010 году рухнут на 33,3% по сравнению с прошлым годом, посчитали в ФБК

ИТАР-ТАСС
Расходы регионов на экономику в 2010 году уменьшатся на треть, подсчитали в ФБК. Это означает, что выход из кризиса затянется, признают эксперты. Экономить приходится и на ЖКХ, и даже на социалке. Зато растут расходы на обслуживание долгов. Да еще зарплаты чиновников.

Бюджетные расходы регионов, запланированные на 2010 год, сократились на 10,6% по сравнению с отчетными данными прошлого года и составляют 4,34 трлн рублей. К такому выводу пришли эксперты ФБК, проанализировав законы о бюджете 75 регионов из 83.

Лидером по снижению стали суммарные расходы на экономику: в этом году затраты регионов на инвестиции рухнут на 33,3% и составят 619,04 млрд рублей. Лишь шести регионам удастся сохранить положительную динамику: Ненецкому автономному округу (+28%), Ямало-Ненецкому автономному округу (13%), Камчатскому краю (11,6%), Челябинской области (9,6%), Тульской области (5,6%), Санкт-Петербургу (2,3%). Однако в первых трех регионах рост инвестиций обусловлен всего одним-двумя проектами, связанными с запусками месторождений. «Лишь в Санкт-Петербурге вложения пойдут в инфраструктуру, а также автосборочные производства», — подчеркивает глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Аутсайдером стало и жилищно-коммунальное хозяйство, бюджетные расходы на которое сократились на 18,8% до 316 млрд рублей. Финансирование этой сферы урежут 59 регионов, причем 37 субъектов федерации сократят их более чем вдвое.

Заметно снизятся и межбюджетные трансферты – на 14% до 1,22 трлн рублей. Кризис заставил урезать расходы на здравоохранение на 8,1% до 414,17 млрд рублей, на это вынуждены пойти 55 регионов. Тревожные тенденции намечаются и в социальной политике: хотя 36 регионов нашли возможность увеличить расходы, однако их общий объем в 2010 году будет ниже прошлогоднего на 2,1% и составит 691,76 млрд рублей.

Однако не все статьи расходов подверглись сокращению: так, затраты на образование вырастут на 8,1% по сравнению с 2009 годом, на национальную оборону – на 5,8%, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – на 0,2%.

Показательно увеличение расходов на общегосударственные вопросы до 307,19 млрд рублей, что на 39,8% больше, чем в 2009 году. «Такой рост обусловлен, прежде всего, обслуживанием госдолга, ведь в прошлом году регионы вынуждены были много занимать для покрытия бюджетных дефицитов», — объясняет Николаев.

В частности, расходы Ростовской области для обслуживания долга увеличатся в 9,2 раза, в Тюменской – почти в 6 раз, в Москве – в 3,2 раза. «Общий дефицит консолидированного бюджета по всем регионам составил 329 млрд рублей. Но если брать только регионы с дефицитами, то этот показатель достиг 378 млрд рублей», — добавляет эксперт по региональным финансам и межбюджетным отношениям Экономической экспертной группы Александр Андряков.

Приоритеты региональных бюджетов показывают, что кризис еще не миновал, а выход из него будет мучительным. Резкий рост долговой нагрузки сопровождается сокращением расходов, которые могли бы иметь антикризисный эффект,

подчеркивает Николаев. Более того, новой тенденцией в региональной бюджетной политике становится увеличение расходов, выделяемых на «другие вопросы». Так, в Тюменской области на эту статью приходится более 70% средств, предоставляемых на «общегосударственные вопросы». «На федеральном уровне власть говорит, что кризис закончился, но в регионах в этом не уверены, поэтому хотят оставить поле для маневра. Однако это шаг в сторону снижения прозрачности бюджетов», — отмечает Николаев.

Однако альтернативы у региональных властей не было, признают эксперты. «Что-то надо сокращать, ведь доходы региональных бюджетов продолжают падать. Налог на прибыль, являющийся одним из основных источников формирования именно региональных бюджетов, сжался», — говорит Андряков, добавляя, что власти не могут порезать социальные расходы, поскольку именно на них и ориентированы региональные бюджеты. «В прошлом году регионы вслед за центром бросились поддерживать свои предприятия, субсидировали их, лишь они не увольняли людей. В этом году логично снизить расходы на экономику», — говорит замдиректора по консультационной работе, руководитель направления «Межбюджетные отношения» Центра фискальной политики Александр Дерюгин. По его словам,

сокращение межбюджетных трансфертов внутри регионов – это отклик на действия центра, который резко сократил дотации: соответственно, регионы начинают экономить на муниципалитетах.

«Еще в прошлом году регионы удерживали межбюджетные трансферты, но сегодня они позволить себе такого не могут, поэтому бремя снижения доходов перекладывают на муниципалитеты», — заключает Дерюгин.

Впрочем, рост расходов на общегосударственные вопросы связан не только с обслуживанием долгов, но и с увеличением зарплат чиновникам, отмечают эксперты ФБК. Так, в московском бюджете затраты на функционирование высшего должностного лица субъекта вырастут в 2010 году почти в 2,5 раза до 9,75 млн рублей. Хотя в прошлом году министр финансов Алексей Кудрин, критикуя московские власти за рост чиновничьих зарплат, намекнул, что повышать зарплаты нужно во вторую очередь, «сначала нужно построить метро». По словам экспертов, рост зарплат госслужащим является общей тенденцией и для остальных регионов.