Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Кинематограф задумался о рекламе

В Фонде кино обсудили проблему плохого продвижения российских картин

Станислав Красильников/ТАСС

Ежегодно Фонд кино выделяет на поддержку отечественного кинематографа порядка 3 млрд рублей. И хотя по итогам первого полугодия 2017 года российское кино опередило иностранный контент по темпам прироста зрителей, по совокупным сборам зарубежные фильмы оставляют отечественные далеко позади. Участники рынка говорят, что одной из главных проблем остается слабое продвижение российских картин.

26–27 августа в Москве пройдет «Ночь кино». Накануне ежегодной акции прошло заседание коллегии Минкультуры под председательством министра культуры Владимира Мединского, где собравшиеся подняли вопрос работы Фонда кино.

Реклама

За последние 10 лет на международные рынки стало попадать не только отечественное авторское кино, но и зрительское. «Российские кинематографисты «научились чувствовать зрителя», делать крупномасштабные проекты», — обнадежил присутствующих там продюсер Сергей Сельянов.

Однако «маркетинговой мощи» нашим картинам предсказуемо не хватает. «Конечно, нужно увеличивать государственное финансирование этой растущей отрасли», — пожаловался он.

Хотя непонятно, как отечественный кинематограф собрался тягаться с Голливудом, – по словам того же Сельянова, бюджет одного американского блокбастера в два раза больше нашей господдержки.

Гендиректор Первого канала Константин Эрнст посетовал на то, что, хотя некоторое время назад в России появилось очень много хороших фильмов, потом «все накрылось медным тазом». «Деньги, которые выделяются на данный момент, действительно ничтожны, — я все понимаю, у правительства не хватает средств, но если мы хотим хорошее кино, то этого объема финансирования действительно недостаточно», — заявил он.

Напомним, что в 2017 году Фонд кино распределит 3 млрд рублей: 2,5 млрд — на поддержку проектов кинокомпаний — лидеров отечественного производства, 500 млн — на проекты прочих компаний. Кроме того, в соглашении был оговорен дополнительный критерий эффективности государственной поддержки — на каждые выделенные кинопроекту 100 рублей он должен привлечь одного зрителя.

По словам Эрнста, нет необходимости размазывать эти средства тонким слоем – достаточно профинансировать 18 действительно хороших картин, из которых «выстрелят» в прокате 12.

Всего в этом году получат финансирование 16 картин. Шесть из них будут освобождены от необходимости возвращать деньги в бюджет, две — должны будут вернуть 100% суммы.

Остальные профинансируют по смешанной схеме. В свою очередь, получателями денег станут компании-мейджоры, запустившие эти фильмы в производство, — «ТриТэ» Никиты Михалкова, «Арт-пикчерс» Федора Бондарчука, «СТВ» Сергея Сельянова, «ТаББак» Тимура Бекмамбетова и другие.

По словам выступающего на коллегии гендиректора группы Rambler&Co Александра Мамута, хотя качество отечественных кинокартин существенно повысилось, у их создателей обычно нет хорошего плана их продвижения. Недостаточно за две недели до показа писать о фильме в традиционных СМИ — все изменилось по сравнению с ситуацией 10–12-летней давности.

Сейчас, как отметил Мамут, чья компания недавно объединила две крупнейшие киносети, необходимо начинать делать это задолго до его выхода, используя в том числе и интернет, а также другие современные инструменты и методы. Он призвал Фонд кино рассматривать не только содержание кинокартин, но и планы их продвижения и принимать решение об их финансировании.

Фонд кино подчиняется Министерству культуры, в его задачу входит финансовая и социальная поддержка российского кинематографа. Фонд может поддержать как коммерческие проекты, направленные на массовый интерес (потенциальные блокбастеры), так и «национальные фильмы» — то есть те, что продвигают одобренные государством ценности. Фонд также поддерживает и некоммерческое кино, но в значительно меньших масштабах.

По данным Фонда кино, по итогам первого полугодия 2017 года совокупные кассовые сборы российских фильмов превысили 6,5 млрд рублей (для сравнения: совокупные сборы отечественных картин в прошедший Год российского кино составили 8,6 млрд рублей – самый высокий показатель в современной российской истории).

По темпам прироста зрителей в первые шесть месяцев российское кино опередило иностранный контент (19% прироста против 13,7% соответственно). В целом же доля российского кино в кинотеатрах страны составила за период 23,2% по зрителям и 22,2% по сборам.

Средние сборы отечественного фильма выросли на 20% и составили 51,6 млн рублей против 92,3 млн рублей у зарубежного проекта. В десятке блокбастеров по итогам полугодия оказались три российские ленты: «Викинг» (3-е место), «Притяжение» (6-е) и «Три богатыря и Морской Царь» (9-е).