Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

От Москвы до «Ленинграда»

На стадионе «Спартака» прошел «юбилейный» концерт группы «Ленинград»

Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров во время юбилейного концерта в Москве, 13 июля... Сергей Савостьянов/ТАСС
Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров во время юбилейного концерта в Москве, 13 июля 2017 года

Мат, трезвость и русский дух: все это на стадионе «Открытие Арена» в Москве в рамках юбилейного тура. В этом году группе «Ленинград» исполняется 20 лет — однако оказалось, что эта команда в тот вечер была не единственным именинником.

На стадионе «Спартака» — тысячи счастливых, потных, трезвых лиц, возможно, концерт в честь 20-летия группировки «Ленинград» стал самым интеллигентным за всю историю ее существования. На входе — досмотр с пристрастием, как в аэропорту. Пиво только безалкогольное.

Полиции — пешей, автомобильной и конной — так много, будто это юбилейный концерт Навального.

Реклама

Все это не мешало забитому под завязку стадиону кричать и колыхаться, когда на сцене появился герой поколения. Причем неясно какого:

классик в своем жанре, «Ленинград» собрал аудиторию от двадцати до пятидесяти — и для каждого исполнил свой хит.

В отличие от пестрой толпы Шнуров был минималистичен: домашние трусы-шорты с лампасами, майка «алкоголичка» и гитара через плечо — первая песня вместе с приветствием утонула в писке фан-зоны и быстро перетекла в более разборчивую «Нам не нужен модный клаб — веник, пар и пару баб». На экране позади артистов этот ролик сопровождался весьма однозначным видеорядом —

нерисованный Шнур вперемежку с рисованными матрешками кружатся в безумном вальсе.

Первую часть первого отделения музыканты были почти нерешительными: пробовали почву, мешали архаику с «Лабутенами». Архаика заходила хорошо: «Менеджер», посвященный белым воротничкам нулевых, до сих пор заставляет этих самых менеджеров рвать глотки и смеяться над собой с искренней доблестью и злостью.

Для тех, кто не смог вспомнить слова, сыграли традиционное «WWW», а вот классическую женскую «Прощай, (голословный человек)» встретили прохладно. Новой солистке куда лучше удаются, простите, «Сиськи» — а надрывная девичья лирика, звучащая на посиделках с подругами после третьего бокала вина, всегда будет ассоциироваться с образом исполнявшей эту песню бывшей солистки Юлии Коган.

«Ленинград» можно называть китчем и выпендрежем, но придется признать, что именно воспроизводимый им китч и выпендреж и есть неотъемлемые качества того, что называется «загадочной русской душой». Причем устроено все так, что душевность сменяет удаль как-то внезапно и вроде даже не к месту. Как на этом концерте — вот мультиинструменталист и шоумен Александр «Адольфович» Пузо исполняет «Ехай нах…», а вот из-за его спины вырастают скрипка и аккордеон. Образовавшийся альянс напоминает полуголый цыганский табор — но так ведь а какое гулянье без цыган?

Но иногда последовательность песен откровенно смущала: только девочки на зрительских трибунах отплясали «Экспонат», как Шнуров заряжает скандальную «Москву». Если в эту песню и был вложен какой-то патриотический сарказм, соседства с «Лабутенами», после которых трибуны дружно присели передохнуть, она не выдержала.

Но несмотря на все «Лабутены», «Экстазы» и «Сиськи», концерт не был похож на попсовую университетскую дискотеку — весьма неожиданно для зрителя группа включила те мужицкие интонации, которых многим так не хватало:

маскулинные «Фиаско» и «Ах уехала жена» напомнили, что музыка «Ленинграда» когда-то сочинялась за кружкой на кухне и описывала жизнь каждого второго. Точнее, каждого второго мужчины в нашей стране.

В кульминации действия на секунду показалось, что Шнуров несправедлив к своим трезвым зрителям: музыкант выскочил на сцену с бокалом вина. Ожидалось, что он выпьет его залпом, расплескав на «алкоголичку», а затем, например, порвет ее с криком «Ху…» — как он неоднократно проделывал. Но именно в этот момент, как бы стараясь не допустить этой дикой сцены, рядом вдруг материализовалась супруга и соратница артиста Матильда Шнурова. Оказалось, что бокал был не для потехи, а для любимой женщины: последующие десять минут концерта прошли почти на лирической ноте — Шнуров поздравлял жену-именинницу с днем рождения, пел ей свою «Самую любимую», она, босая, отплясывала рядом.

На второй акт у группы были припасены сплошь хиты из разрядов «потанцевать» и «поорать». Неусидчивая публика с трибун стянулась на арену: вокруг летали локти, но было свежо и просторно. И до смешного безопасно:

ни драки, ни давки, ни разбитых бутылок — только скрип смятых стаканчиков под ногами.

Шнурова было видно всем и везде: он летал в воздухе над стадионом на больших экранах, матерился прямо в ухо, перекрикивая фанатов, а потом заставлял фанатов материться, перекрикивая его. И когда под конец он затянул лирическую «Жизнь хороша», вспотевшие зрительские руки подняли вверх несколько тысяч светящихся гаджетов — и стало наконец ясно, сколько людей в очередной раз пришли съесть то, чем «Ленинград» их кормит, и скольким из них сейчас от этого очень, очень хорошо.