Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Месяц на танцы

«Газета.Ru» составила календарь событий в балете и современном танце на октябрь 2014 года

В Большом — «Легенда о любви», но кроме нее весь октябрь в Москве отдан только современному танцу — взрослому и детскому, датскому и китайскому.

«ItmoI»


1 и 2 октября, Москва, Театр наций (Основная сцена), 20.00

Фестиваль «Территория» начинается спектаклем Акрама Хана «ItmoI». Расшифровывается название как «In the mind of Igor», и упоминаемый Игорь – это Стравинский. Год назад все балетные театры мира отмечали столетие со дня постановки «Весны священной» в дягилевской антрепризе — и Хан также сделал спектакль в честь юбилея. Но если большинство его коллег использовали именно музыку Стравинского, то

Хан попытался понять, что происходило в голове композитора в момент сочинения знаменитой партитуры, — и использовал для этого совсем другую музыку: фонограмма собрана из сочинений современных английских композиторов — Найтина Соуни, Бена Фроста и Джослин Пук.

Хан вырос в семье эмигрантов из Бангладеш, переселившихся в британский Уимблдон. Учить танцу катхак его начали практически сразу после того, как он начал ходить. Лондон же на каждом шагу предъявлял совсем другие танцы — и в результате Хан стал одним из самых занятных британских хореографов нашего времени. Он скрещивает в своих сочинениях европейские танцевальные наречия и неизменный катхак — и эти сочинения поражают графической строгостью:

недаром Хану заказывает работы первая балерина планеты Сильви Гиллем — перфекционист перфекциониста видит издалека.

В «Itmoi» он противопоставляет, сшибает лбами чинную европейскую культуру — ее символом становится дама в кринолине — и древнюю жуть традиционных культур. Надо ли говорить, кто побеждает?

«Весна священная. Сложения»


3, 4, 5 октября, Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 19.00

Две одноактовки Шен Вея, который небалетной публике известен как автор танцев церемонии открытия Пекинской олимпиады, также предлагают разговор о Европе и Азии — но в совершенно невоинственном духе: тут идеология «пусть расцветают сто цветов». «Весна священная» (также дань юбилею, но более раннему — спектакль был поставлен к 90-летию дягилевской премьеры) — буквальное воплощение торжества ритма. Никакого сюжета, геометрическая четкость —

Шен Вей следует за Стравинским и не спорит с ним, иллюстрируя все нарастающую в музыке агрессию танцами, что хорошо смотрелись бы и на стадионном поле.

А «Сложения», в фонограмме которых использованы традиционные песнопения тибетских монахов, — упражнения в танцевальном гипнозе: публика зачарованно покачивается в креслах и только потом пытается понять, что же это было.

«Моя аномалия»


2 и 3 октября, Москва, Театр наций (Малая сцена), 20.00

Еще один танцевальный проект на «Территории» — копродукция костромской группы «Диалог данс», московской рок-группы Hellboy и эстонского режиссера-хореографа Марта Кангро. «Диалог данс» — небольшой театр, возникший одиннадцать лет назад буквально на пустом месте, когда в приволжский город приехали два танцовщика contemporary — Иван Естегнеев и Евгений Кулагин.

До того областная столица вообще не представляла себе, что такое современный танец; понятие ассоциировалось только с эстрадной подтанцовкой.

За десять лет Естегнеев и Кулагин создали театр, школу, два их спектакля получили «Золотые маски» — и в прошлом году Кирилл Серебренников пригласил «Диалог данс» стать резидентами «Гоголь-центра», так что это теперь не только костромская компания, но и московская. Их спектакли могут быть разными, все зависит от того, что за хореографов они приглашают для сотрудничества: так, постановщик «Моей аномалии» Март Кангро — один из самых ярких эстонских сочинителей, интересуется в большей степени социальным театром, прямым высказыванием. Однако отличная техническая выучка и чувство юмора, которую артисты привносят в любую постановку, неизменны. «Моя аномалия» обещана как спектакль-рассуждение о норме и аномалии, об общественном большинстве и меньшинстве. А «Диалог данс» участвует еще в двух спектаклях фестиваля — в «Сонетах Шекспира» Тимофея Кулябина Естегнеев и Кулагин отвечают за хореографию, а в спектакле-экскурсии «Шекспир. Лабиринт» участвуют как актеры.

«Короткое/длинное»


4 октября 15.00, 17.00, 5 октября 11.00, 12.30, Москва, Театр им. Моссовета (сцена «Под крышей»)

«One»


3 октября 19.00, 4 октября 12.00, 15.00, Москва, Театриум на Серпуховке (Основная сцена)

Танцы привозит и фестиваль «Гаврош» — и это танцы для зрителей небольших и самых маленьких. Датский Uppercut Danseteater представляет получасовой спектакль «Короткое/длинное», предназначенный для детей от полутора до четырех лет, — хореограф Аня Хольмструп Кок черпала вдохновение из работ Кандинского. Дети же будут учиться различать геометрические формы и угадывать их в предметах. А «One» в постановке Стефани Томасен придуман для зрителей примерно двенадцатилетних — и вполне серьезные экзистенциальные проблемы решаются там с помощью стрит-данса.

«Подожди, подожди, подожди… (Моему отцу)»


5 октября, Москва, Театральный центр на Страстном, 18.00, 22.00

Седрик Шаррон играет на фестивале «Соло» спектакль Яна Фабра — хореографа, который сделал немало жестких, отчаянно-открытых, эффектных спектаклей в Европе, а в истории России уже точно остался из-за скандала в Большом театре. Двенадцать лет назад, когда Фабр был одним из номинантов премии «Бенуа де ла данс»,

он показал на монументальной священной сцене монолог мастурбирующей девушки — танцовщица лишь обозначала движения, но московский бомонд кричал от негодования так, будто ему что-то отдавили.

После того, став арт-директором Авиньонского фестиваля, Фабр сумел вызвать такое же негодование у публики, недовольной выбором спектаклей — их мрачностью и агрессией. Тогда успокаивать зрителей и прессу приезжал французский министр культуры. Сейчас нам обещан монолог о взаимоотношениях отца и сына — и в этой теме наверняка будут провокационные пассажи.

«Соло Гольдберг. Импровизация»


10 октября, Москва, Театральный центр на Страстном, 19.00

Моноспектакль Вирджилио Сиени (также привезенный в Москву фестивалем «Соло») сам хореограф называет не танцем, но «актом размышления». Сиени, в этом году отвечавший за танцевальную программу на Венецианской биеннале, принадлежит к тем художникам, чьи произведения интереснее разгадывать, вычитывая культурные отсылки (в данном случае к итальянскому искусству Возрождения), чем просто смотреть на движение как таковое. Его работы полны теней (и в буквальном смысле тоже), воспоминаний (желательно, чтобы вам они что-то говорили) и иллюзий. Собственно, именно жизнью как иллюзией Сиени интересуется более всего.

«Корейский экспресс»


25–26 октября, Санкт-Петербург, Площадка «Скороход», 20.00
29–30 октября, Москва, Культурный центр «ЗИЛ», 20.00

Любой балетоман знает, что если приезжают южнокорейские балетные «классики» — идти на спектакль надо непременно:

российские учителя и родное трудолюбие обеспечивают корейцам не только высокие места на международных конкурсах (где ценится трюк), но и настоящие артистические карьеры.

Современный же танец этой страны России почти незнаком — и Korea Foundation собирается эту ситуацию исправить, организуя гастроли под названием «Корейский экспресс». В один вечер можно будет увидеть «Women on the road» Пу-Лум Юн, где четыре женщины расскажут в танце истории об одной и той же героине с разных точек зрения (и экспрессией напомнят о сочинениях Пины Бауш), «Ошибку приземления» команды Goblin Party, посвященную проблеме чужаков, иммигрантов, одиночек, и миниатюру восходящей звезды контемпорари Бек Хо Вул, где юная танцовщица берет в работу один из монологов Тупака Шакура — и улыбчиво усмиряет его в танце.

«Легенда о любви»


23–25 октября 19.00, 26 октября 18.00, Москва, Большой театр

На сцене Большого герой снова будет прорубать скалу, а молодая царица — мучиться от любви и ревности — главный театр страны восстанавливает в репертуаре один из первых балетов Юрия Григоровича. Спектакль, в котором воображение хореографа летело вверх и пело как птица, а в премьерные дни 1961 года балетный мир упал к ногам творца (и никто еще не задумывался о том, как только что провозглашенный главной надеждой советской хореографии постановщик им распорядится). Сочинялась «Легенда» композитором Арифом Меликовым и Юрием Григоровичем для Мариинского (тогда Кировского) театра, а четыре года спустя была перенесена в Большой — и потом надолго никогда из него не исчезала.

Но теперь его заново почистят, отрепетируют, роли получат новые люди — и в древнем восточном городе вновь заболеет сестра юной царицы, правительница, чтобы спасти ее, с помощью злого волшебства превратится в уродину, а затем обе женщины влюбятся в одного и того же героя, который, конечно, выберет ту, что посимпатичней.

Одинокая царица выгнется мостиком (эту позу в 1961 году партийные начальники сочли чрезвычайно предосудительной), сплетет восточно-змеиный узор отправленная за сбежавшей счастливой парочкой погоня — и зал замрет, как в 1961-м, и будет казаться, что все еще впереди.

Новости и материалы
Гаджиев назвал фаворита чемпионской гонки РПЛ
Певица Валерия рассказала, как ей удалось отказаться от диет
Губерниев не уверен в том, что Россия примет участие в Олимпиаде 2026 года
Случайно найденный в кладовке университета компьютер выставили на торги
В Словакии рассказали о состоянии Фицо после покушения
Воздушная тревога второй раз за день объявлена на всей Украине
Катя Лель рассказала, как мотивирует детей учиться на пятерки
В Москве вынесли приговор начальнику отдела по вопросам миграции
Кадыров присвоил помощнику Мишустина Хучиеву звание Героя Чечни
Стало известно, когда стартует новый сезон РПЛ
Госдеп анонсировал визит Блинкена в Молдавию и Чехию
На Украине более чем наполовину решили сократить численность Генштаба ВСУ
Бывшая девушка Бориса Березовского в трусах вышла на публику в Каннах
Легенда «Спартака» рассказал, кто бы мог возглавить команду вместо Станковича
Песков рассказал об опыте использования Кремлем «аськи»
Назван напиток, идеально подходящий для восстановления после тренировки
Ветеринары Приморья спасли лесного кота, который попал под машину
Путин заявил о создании единого оборонного пространства с Белоруссией
Все новости