На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Все новости
Новые материалы +

Молодость против Сорокина

«Нацбест-2014» выиграла Ксения Букша с романом «Завод «Свобода»

В Петербурге вручили литературную премию «Нацбест-2014». Голоса жюри разделились поровну между производственным романом Ксении Букши «Завод «Свобода» и «Теллурией» Владимира Сорокина. Последнее слово осталось за председателем жюри. В итоге молодость и заводское производство победили живого классика с его даром прорицаний.

В воскресенье вечером в Петербурге выбирали лауреата премии «Нацбест». Обстановка была скромной, никакого разгуляя; обошлись без живой музыки и ретивых танцоров, встречавших публику в прошлые годы. Впрочем, пришедшие не скучали. Корреспонденты и фотографы озабоченно шмыгали в толпе — в лицо финалистов знали немногие. «У нас в стране и Достоевского-то половина журналистов не узнает», — оправдываясь, шутили между собой репортеры.

В этом году в финал премии попали роман Сергея Шаргунова «1993», сборник «Царь головы» Павла Крусанова, роман «Завод «Свобода» молодого поэта и писателя, которого еще буквально вчера относили к «сетературе», Ксении Букши. «Возвращение в Египет» Владимира Шарова, «Печатная машина» Марата Басырова и «Теллурия» Владимира Сорокина. Подробно об авторах и произведениях «Газета.Ru» писала ранее.

На церемонию явились все номинированные литераторы, кроме Сорокина. «Он человек замкнутый, наверное, поэтому», — пояснили организаторы.

Хотя в кулуарах злые языки говорили: Сорокин не приедет, обиделся, поскольку ему за «Пир» и «День опричника» в свое время «Нацбест» не дали. Представлял Сорокина его номинатор, писатель Игорь Сахновский.

Ответственный секретарь оргкомитета премии Вадим Левенталь начал приветственный спич с грустного: впервые «Нацбест» проходил без своего основателя и секретаря Виктора Топорова, умершего в прошлом году.

«Он наполнил этот цеппелин своей энергией, фантазией и отпустил его летать. Именно поэтому «Нацбест» без Топорова может продолжаться дальше», — сказал Левенталь. Потом посетовал, что подвели спонсоры, отказались от участия в последний момент, поэтому не удалось увеличить призовой фонд. Вместо предполагаемых 750 тыс. он составил 250 тыс. руб. Что касается художественной составляющей, то, по словам, Левенталя,

в шорт-лист попали книги, представляющие собой «реванш сложных игровых форм литературы».

«Будь жив Топоров, он непременно назвал бы книгу Крусанова, например, петербургским магическим реализмом», — заявил ответсек «Нацбеста».

В нынешнем году премия обзавелась отдельной номинацией для молодых писателей (до 35 лет) от телеканала «2х2». Называется она «Нацбест — начало». На нее претендовали финалисты Сергей Шаргунов и Ксения Букша, Валерий Айрапетян («Свободное падение»), Кирилл Рябов («Сжигатель трупов») и Анна Старобинец («Икарова железа»).

Победителем в этой номинации стала Анна Старобинец. Со сцены она призналась, что приехала в Питер «просто прокатиться» и не надеялась на успех.

В жюри «Нацбест-2014» вошли ведущая телеканала «Культура» Татьяна Геворкян, один из основателей «Фаланстера» Борис Куприянов, актриса Юлия Ауг, сценарист «Смешариков» Алексей Лебедев, победительница прошлогоднего «Нацбеста» писатель Фигль-Мигль (Екатерина Чеботарева) и художник, участник группы НОМ Николай Копейкин.

Вел церемонию Артемий Троицкий. Критик и публицист признался, что прочитал все шесть книг, и излагал содержимое залу «как простой читатель», не претендуя на компетенции критика. Например, книгу Басырова представил так: «О любви, сексе и одиночестве на грани самоубийства». Сборник Крусанова назвал сиквелом петербургских повестей Гоголя. Сорокин и его «Теллурия» напугали Троицкого своей проницательностью, «кассандровостью».

«Теллурия» — это про то, как новое Средневековье накрывает Европу, — рассказывал он. — И вот мы видим Киев, его площади, где люди строят катапульту, ходят со щитами и копьями, как возникают новые республики... Тупым американским политологам надо читать талантливых русских писателей».

Писатели во время выступлений Троицкого сидели за столиками перед сценой, лицом к жюри, спиной к залу. Вели себя по-разному. Басыров то подпирал голову рукой, то оборачивался к знакомому, пожимая ему руку. Букша сидела, добродушно-степенно сложив руки на животе, и улыбалась. Анна Старобинец рисовала на листке причудливые фигурки и мордочки. Спокойно-торжественен и горд, как лев перед сиестой, был старожил «Нацбеста» Павел Крусанов. Он попал в шорт-лист уже четвертый раз. Многие были уверены, что фаворит — именно Крусанов.

Председатель жюри, писатель Леонид Юзефович заявил, что ему «нравится большая часть текстов», попавших в финал «Нацбеста». И надеется, что пользоваться правом последнего голоса ему не придется, если «судьи» не будут единодушны. Но выбирать Юзефовичу все же пришлось. Когда члены жюри вскрыли свои конверты, оказалось, что

Шаров и Шаргунов получили по одному голосу. За Сорокина и Букшу проголосовали по два члена жюри.

По условиям конкурса выбирать победителя должен был Юзефович. Он сказал, что это для него легкий выбор. «Позволю себе не останавливаться на мотивах. Я выбираю Ксению Букшу», — резюмировал председатель. Зал зааплодировал. Публике понравилось, что премия уже не один год подряд оправдывает свой девиз «Проснуться знаменитым». Ксения Букша стала победителем «Нацбеста-2014» благодаря голосам писателей Леонида Юзефовича, Екатерины Чеботаревой (Фигль-Мигль) и издателя Бориса Куприянова. Последний так отозвался о «Заводе «Свобода»:

«В этом романе потрясающе нежно, заботливо описан не только завод, но и человек».

Победительница, сияя, взобралась на сцену и сказала речь. Поблагодарила жюри, в особенности Леонида Юзефовича. Вспомнила своего покойного знакомого — писателя, одного из первых «тысячников» ЖЖ Дмитрия Горчева. «Мы с ним договаривались, что, если когда-нибудь окажемся в шорт-листе, выкатим колесо от трактора «Кировец» на сцену и подожжем. Одна я это сделать сейчас не могу, поэтому просто говорю вам об этом», — сказала Букша.

«А многие читали «Завод «Свобода»? Поднимите руки», — обратился Троицкий к залу.

Подняла руки примерно пятая часть присутствующих.

Лауреату 31 год. Первый роман опубликовала в 18 лет. Окончила экономический факультет СПбГУ, работала журналистом, копирайтером, переводчиком. «Завод «Свобода» — история жизни и смерти одного созданного в 1920-х годах советского завода радиоэлектронных устройств, созданная на документальной основе. Критики называют это произведение реанимацией производственного романа.

Новости и материалы
Аэропорт Шереметьево приостановил работу четвертый раз раз за 24 часа
Власти заявили о пожаре на предприятии Запорожья после налета дронов
«Очень сильно не хочу комментировать»: тренер «Спартака» о скандальном судействе
В Саудовской Аравии умер «спящий принц»
Мессенджер MAX попал в топ-10 самых популярных приложений Google Play
«После жесткого трипа»: Загитова устроила детокс от социальных сетей
В Ельце и Елецком районе объявлена опасность атаки БПЛА
Алиев заявил, что требует компенсаций для пострадавших при крушении самолета AZAL
Минсельхоз США уволил сотрудников из России и Китая
Силы ПВО сбили на подлете к Москве пятый БПЛА
«Было неприятно смотреть»: «Локомотив» подвергли критике после победы на старте РПЛ
Аэропорт Шереметьево приостановил работу третий раз за день
В США дали неожиданный совет Белому дому по поводу синяков у Трампа
«Спартак» победил в скандальном матче с четырьмя отмененными голами
Москву атаковал четвертый за вечер БПЛА
Шереметьево временно прекратил работу
СМИ раскрыли цель перестановок Зеленского во власти на Украине
Жители Курской области, чье жилье пострадало от атак ВСУ, получат компенсацию
Все новости