Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

И мех и грех

«Венера в мехах» Романа Полански вышла в российский прокат

В российском прокате идет «Венера в мехах» Романа Полански — остроумная адаптация основополагающего романа о мазохизме.

Парижский драматург Тома Новачек (Матье Амальрик, мимикрировавший под самого Романа Полански) решает попробовать себя в режиссуре. Первый же замысел — осовременить «Венеру в мехах» Леопольда фон Захер-Мазоха — едва не гибнет на стадии кастинга. Актрис, способных сыграть аристократичную и властную Ванду фон Дунавеву, превратившую робкого поклонника в пылкого раба, в мировой столице женственности отчего-то не находится. Тома уже отзванивается невесте и собирается уходить, когда в театр врывается то ли девушка, то ли видение (Эммануэль Сенье, жена Полански) — загадочная особа в боевом макияже и полном латексном обмундировании, с порога называющая пьесу порнографией, считающая XIX век средневековьем и вообще ведущая себя так, как будто шла на кастинг «Красотки». Ошеломленный режиссер соглашается прослушать актрису, и начинают твориться странные вещи. Во-первых, вульгарная девица явно знает текст лучше самого драматурга. Во-вторых, она и его самого читает, как книгу.

И в-третьих, эта фурия in furs куда больше, чем мягкотелый Тома, годится на роль режиссера.

Сам того не замечая, герой становится покорным Северином фон Куземским из романа Захер-Мазоха. А героиня притворяется то проституткой, то психоаналитиком, то частным сыщиком, то графиней, то древнеримской богиней. И методично достает из сумки садомазо-атрибутику — нож, пистолет, веревку, губную помаду (не для себя), ботфорты и собачий ошейник.

Ровно год назад Полански обставил премьеру «Венеры в мехах» в Канне с триеровским размахом, дав пресс-конференцию с лейтмотивом «эмансипация, что ты сделала, подлая». Толкового скандала не вышло: старческие покушения на равенство полов Европу шокируют меньше, чем упоминания Гитлера и нетолерантность. К тому же фильм оказался по-хорошему феминистским.

Для начала — это настоящий бенефис великой француженки Эммануэль Сенье, меняющей здесь за полтора часа столько обличий, что хватило бы на сиквел «Восемь женщин».

Еще и Матье Амальрик, обычно естественный в любой среде, на этот раз сделал все возможное, чтобы максимально неестественно изобразить аморфность творца перед музой, бессилие мужчины в любви. В этой нарочитой неуклюжести выдающегося профессионала не может не быть своего смысла. Кажется, вслед за Захер-Мазохом и Дэвидом Айвсом (бродвейским драматургом, на пьесе которого основана эта остуромнейшая вакханалия) Полански решил, что лучший комплимент женщине — признаться в своей беспомощности перед ней.

Ну и, наконец, это виртуозная работа, а совершенное кино при всем желании не может оскорбить публику, особенно в Канне.

Полански уже 80 лет, но сердце фильма бьется, как у подростка. Здесь всего два актера — даже меньше, чем в предыдущей «Резне», но действие не перестает быть веселым и страшным ни на секунду. Достаточно безвкусный, особенно в части диалогов, текст Захер-Мазоха Айвсом и Полански модернизирован безупречно: теперь это не сбивчивые показания мазохиста, а какая-то, простите, поэзия высших сфер.

Кроме того, на поверхности «Венеры в мехах» лежит вполне гуманистический смысл: хватит уже доминировать над слабым полом, потому что на каждого Северина найдется своя Ванда.

Что лежит в глубине, сказать сложнее: Полански, как водится, старательно заметает следы. Возможно, он хотел продолжить начатое в «Резне» снятие скальпа с цивилизации — хотя желающих обнажить человеческую жестокость, накрытую мехами культуры, хватает и без него.

Возможно, весь фильм — подарок Полански своей молодой супруге Сенье.

Хотя распространенная версия, что Амальрик здесь — альтер эго режиссера, кажется несостоятельной. В исходной «Венере в мехах» помимо Ванды и Северина был еще властный греческий аристократ, распоряжавшийся судьбами обоих. Вот кому больше идет режиссерское кресло. А возможно, ключ к тайне «Венеры в мехах» болтается перед зрителем в самом начале фильма, в единственной сцене вне помещения, где камера смотрит на вывеску «Театр». Одна из букв перегорела. А значит, все понарошку, искусства как бы нет, и можно играть во что угодно. И нечего пенять на «Нимфоманку» и Кончиту Вурст: эта вакханалия началась еще в 1869 году, когда вышла «Венера в мехах». А то и раньше.

Новости и материалы
Президент Сербии заявил о стараниях сохранить мир в регионе
Шойгу рассказал о ситуации с аварийностью по причине человеческого фактора в ВКС России
«Виноваты стеклянные стены»: в Казани дети стали невольными зрителями обнаженной фотосессии
Звезда сериала «Наследники» Сара Снук стала матерью
Булыкин объяснил, почему не нужен июньский сбор национальной команды по футболу
Ученые нашли еще один способ улучшения памяти у пожилых людей
53-летняя Наоми Кэмпбелл рассказала, кто стал крестным отцом ее двухлетней дочери
Врач рассказала, что нельзя есть перед поездкой на автомобиле
Литва запретила въезд ряду представителей правоохранительной системы России
В Совфеде рассказали, как исключить атаки на Луганск, Донецк, Белгород и Москву
Карпин отреагировал на отмену июньского сбора национальной команды
В ЕС прокомментировали атаки дронов на Москву
Геронтолог назвал реально работающие иммуномодуляторы
В Саратовской области женщина отравила трех малолетних внуков и 23-летнюю дочь-инвалида
Президент Сербии назвал условие для переговоров с Приштиной
Shot: Инстасамка пообещала Мизулиной изменить тексты песен
В России начались продажи кроссоверов Mazda CX-3
Глава Минобороны России отметил важные качества военных, участвующих в СВО
Все новости