По традиции Европейская киноакадемия определяет лучших первой в киногоду — свои итоги она подводит в начале декабря. Фильмом года названа «Великая красота», шестая картина 43-летнего итальянца Паоло Соррентино. Сам он в Берлин на церемонию не приехал, причем явно не из снобизма, а просто потому, что не ожидал победы. Награду на сцене «Дома Берлинского фестиваля» за него принимала толпа соратников: у двух из них — выдающегося актера Тони Сервилло и монтажера Кристиана Травальоли — в руках уже были заслуженные статуэтки.
«Паоло — человек возрождения: он одинаково хорошо пишет сценарии, режиссирует фильмы и играет в футбол!» — восторженно резюмировала со сцены одна из актрис.
«Великая красота» — первый фильм талантливого режиссера, который более или менее широко показывался и в России. Политическая экстраваганца «Изумительный», где тот же Сервилло (вообще-то тончайший театральный режиссер и эксперт по комедии дель-арте) исполнял роль многолетнего итальянского премьер-министра Джулио Андреотти, прошла в паре кинотеатров незамеченной. А «Последствия любви» и «Где бы ты ни был», несмотря на участие в главной роли Шона Пенна, в прокат не выпускали вовсе. Поэтому на многих триумф «Великой красоты» может произвести шоковый эффект, хотя в Европе Соррентино давно признали самым одаренным представителем молодого поколения итальянского кино.
В последней картине режиссер с впечатляющей наглостью принимает эстафету от самого Федерико Феллини.
«Великая красота» кажется данью почтения «Сладкой жизни» и «Риму» вместе взятым; в центре действия — если неторопливую череду гротескных зарисовок можно обозначить этим словом — находится стареющий светский репортер, растративший жизнь зря и теперь не без мазохистского наслаждения тонущий в чисто итальянском гедонизме. Вместе с тем
«Великая красота» — впечатляюще поэтичная ода закатной Европе, увиденной глазами как циника-героя, так и романтика-режиссера, выдающегося формалиста и маньериста.
Американец Стивен Спилберг в Каннах не оценил эту картину и оставил ее без призов. Его европейские коллеги исправили ошибку, осыпав «Великую красоту» наградами.
Но и в этом случае без сопутствующих потерь не обошлось. Большим проигравшим европейских кинонаград – 2013 стал француз Абделлатиф Кешиш. Из всех фильмов, претендовавших на главный приз, «Жизнь Адель» получила меньше всего номинаций: две. И ни одна из них не обернулась реальным трофеем.
Кешиш и его актриса Адель Экзаркопулос сидели в центре зала, операторы прямой трансляции тщетно пытались запечатлеть разочарование на их окаменевших лицах.
При этом каждое упоминание «Жизни Адель» со сцены вызывало в зале овацию. Однако, кажется, европейские академики осознанно заранее решили, что хватит с Кешиша и одной каннской «Золотой пальмовой ветви»: на сцену режиссер ни разу не поднялся. Ведущая церемонии немецкая комическая актриса Анка Энгельке позволяла себе одну бестактную шутку за другой, будто испытывая терпение Кешиша, а в финале бросила ему между делом: «С днем рождения!» В самом деле, церемония совпала с 53-м днем рождения режиссера.
Утешение для создателей и поклонников «Жизни Адель» — в том, сколь многие выдающиеся фильмы остались в этом году без внимания Киноакадемии. Это и «Камилла Клодель, 1915» Брюно Дюмона, и выдающаяся трилогия «Рай» Ульриха Зайдля, и «История моей смерти» Альберта Серра, победившая в Локарно, и «Святая кольцевая» Джанфранко Рози, победившая в Венеции.
По всему похоже, что с ростом числа голосующих Европейская академия все больше ударяется в мейнстрим, элементарно опасаясь экспериментальных и радикальных картин.
Зато наравне с «Великой красотой» и «Жизнью Адель» на главный приз претендовали такие далеко не выдающиеся ленты, как «Простые сложности Нико Фишера» немца-дебютанта Йана Оле Герштера или «Разомкнутый круг» бельгийца Феликса ван Гронингена, а также прокатные народные фавориты «Белоснежка» испанца Пабло Бергера и «Лучшее предложение» итальянца Джузеппе Торнаторе.
Несмотря на это, в некоторых случаях сама суть теперешней мультикультурной европейской ситуации была угадана академией снайперски точно. Так, в новой номинации «лучшая комедия» победила «Любовь — это все, что тебе нужно» Сюзанны Бир, датско-англоязычная love story с гей-подтекстом, действие которой разворачивается на фоне итальянских пейзажей. Лучшим анимационный фильмом был назван умопомрачительный «Конгресс», поставленный израильтянином Ари Фольманом по прозе Станислава Лема, с участием десятка европейских стран. Документальной картиной года, к восторгу зрителей, был признан «Акт убийства»: автор этой смелой ленты о массовых убийствах в Индонезии Джошуа Оппенхаймер родился в Штатах, вырос в Великобритании, а снимает в Дании.
В довершение ко всему со сцены документалист-триумфатор поблагодарил свою еврейскую бабушку, вовремя сбежавшую из Берлина перед самой войной, и своего мужа, присутствовавшего в зале.
Смотря в будущее объединенной Европы, Киноакадемия все с большим теплом обращается к прошлому — собственно, еще одним подтверждением тому и стало награждение ностальгической «Великой красоты». Зал трижды вскакивал с мест для овации стоя. Сначала приветствовали 85-летнего Эннио Морриконе (он получил приз за музыку к «Лучшему предложению») — живое воплощение былой славы и власти европейских кинематографистов, чью музыку Голливуд слушает до сих пор. Потом 70-летнюю Катрин Денев — напоминание о тех европейских стандартах красоты, по которым полвека назад сходил с ума весь мир.
Однако самым трогательным было чествование 64-летнего испанского гения Педро Альмодовара. Десять его актеров вышли на сцену и изобразили уморительно-неуклюжий танец, спев хором «I'm so excited», диско-хит из последней комедии мэтра. После чего хором признались ему в любви. Непрошеную слезу пролил и сам лауреат, никогда не скрывавший своей сентиментальности, и многие в зале. Вероятно, эти слезы тоже можно было расценить как воспоминание о былой славе и великой красоте европейского кинематографа.