Пенсионный советник

Роскошь дремлет, но не спит

В ЦДХ открылся XXXV Российский антикварный салон

Велимир Мойст 21.10.2013, 15:07
Сергей Кузнецов/РИА «Новости»

В ЦДХ проходит XXXV Российский антикварный салон: с широким спектром предлагаемых произведений и тематическим акцентом — выставкой «малых голландцев» из частных собраний.

Всякий раз, когда открывается очередной антикварный салон (они проходят дважды в год, весной и осенью), возобновляются разговоры о текущем состоянии рынка старого искусства. Он знавал и ощутимые подъемы, как в начале 2000-х, и не менее ощутимые спады — в последний раз такое происходило во время мирового экономического кризиса.

Но уже несколько лет антикварный рынок в России выглядит стоящим на месте, будто в ожидании чего-то, что никак не может случиться.

С одной стороны, это вроде бы не так уж и плохо: отсутствие резких колебаний похоже на стабильность. Однако галеристам и арт-дилерам такого рода стабильность не очень нравится — нет драйва. Хочется предпринять что-нибудь эффективное, подтолкнуть свой бизнес в желаемом направлении, а не выходит. В этой обстановке антикварные салоны выполняют скорее психотерапевтическую функцию, нежели играют роль реальной торговой площадки.

Тем не менее от участников нет отбоя. Антиквары склонны держать руку на пульсе, чтобы не упустить момент перезапуска ситуации и не нести имиджевых потерь, пока рынок стагнирует. Вот и в нынешнем октябре сообщество снова демонстрирует готовность встречаться с массовой аудиторией. Под салон отведено практически все пространство ЦДХ, в списке участников фигурируют 250 галерей и антикварных лавок.

Исключительно российских, поскольку все былые попытки придать салону международный формат успехом не увенчались.

Зато в пределах страны это событие можно считать формообразующим. Хотя многие клиенты давно перестали хранить абсолютную верность местным дилерам и частенько бывают замечены «на стороне», то есть на европейских аукционах и в шоу-румах, все же публичный смотр отечественных антикварных сил не потерял своего смысла и значения.

По традиции на салоне превалирует российское искусство, пусть даже здешние собиратели перестали смотреть лишь в сторону Шишкина с Айвазовским. Хорошим и долгосрочным спросом пользуются работы художников русской эмиграции, что, разумеется, влияет на содержание ряда стендов. К примеру, галерея «Элизиум» этой осенью представляет тематическую мини-выставку «Наталия Гончарова — прима «Русского Парижа», которая перекликается с проходящей сейчас в Третьяковке большой персональной экспозицией. Не теряют популярности и художники раннесоветского периода — этот тренд поддержан одновременно несколькими галереями. Скажем, «Антик-Инвест» собрал у себя на стенде графику Юрия Пименова, вспомнив о 110-летии знаменитого участника группы ОСТ. По-прежнему в ходу и фарфор с императорских заводов, и картины дореволюционных академистов, и ювелирка от мастеров фирмы Фаберже.

Впрочем, патриотический уклон в коллекционировании искусства теперь выражен не столь ощутимо, как еще лет десять назад.

Это обстоятельство проиллюстрировано на салоне обилием экспонатов из Франции, Германии, Италии, Китая.

А в концентрированном виде такую тенденцию можно наблюдать на выставке «Малые голландцы», которая устроена в ЦДХ в формате некоммерческого спецпроекта. Живопись XVII столетия, созданная в Амстердаме, Лейдене, Гааге и Утрехте, неплохо ценится на мировом арт-рынке, несмотря даже на то, что картин с нидерландскими пейзажами и городскими сценками ходит по рукам превеликое множество. Наши коллекционеры перестали клевать на сам бренд «малые голландцы» и все чаще обращают внимание на качество конкретных опусов. Благодаря такой смене собирательского ракурса куратору спецпроекта Вадиму Садкову удалось организовать выставку вполне музейного уровня. Дело даже не присутствии важных имен вроде Питера де Хоха или Паулюса Поттера, а в пристальном интересе владельцев к достоинствам любых полотен, которые оказываются у них на стенах.

Большинство сюжетов на этой выставке типичны для своей эпохи, но чаще всего исполнены неконвейерным способом и в сумме образуют весьма занимательное зрелище.

Конечно, в коммерческом разделе салона до безусловного музейного качества дотягивают далеко не все представленные предметы. Местами, особенно в периферийных залах, показная респектабельность легко может перейти в атмосферу «блошиного рынка». Но это реальность, которую антикварный салон тоже не может не отразить. Топовые галеристы всегда косо посматривают на своих менее солидных коллег по цеху, однако каждую весну и каждую осень они все вместе собираются в ЦДХ в надежде, что вот-вот начнется очередной расцвет отрасли. Объективных показателей для него пока не видно, но антиквары склонны руководствоваться девизом «делай что должен и будь что будет».