Пенсионный советник

Бьорк на пальцах

Бьорк выпустила альбом «Biophilia»

«Парк культуры» 10.10.2011, 17:13
Обложка нового диска Bjork altsounds.com
Обложка нового диска Bjork

Увидела свет «Biophilia» — новая студийная работа Бьорк, самой знаменитой исландской поп-артистки, решившей стать актуальной художницей.

Новое произведение должно было быть представлено публике еще 27 сентября. Однако за день до релиза перфекционистка Бьорк Гудмундсдоттир перенесла дату выхода — как гласило официальное сообщение, в связи с необходимостью «доработки материалов к альбому».

Вроде бы формальная причина в данном случае имела ключевое значение. Дело в том, что новая музыкальная запись Бьорк — лишь часть большого мультимедийного проекта, включающего в себя несколько приложений для iPad. Касаясь пальцем тех или иных частей виртуального мира, слушатель (точнее сказать — пользователь) может менять музыку по своему усмотрению — «разбирать» песню на отдельные дорожки и «сводить» их по-своему, замедлять или ускорять темп, добавлять те или иные звуки. При этом такая интерактивность подана Бьорк не в качестве дополнительного, развлекательного элемента (каковыми часто бывают мультимедийные добавки на пластинках поп-музыкантов), а становится важнейшей частью замысла.

Таким образом, и сам альбом становится из поп-продукта произведением современного искусства.

Новая студийная работа, как говорит сама Бьорк в аудиообращении к посетителям своего официального сайта, посвящена любви к природе во всех ее проявлениях — то есть не только живой, «от мельчайшего организма до гигантских раскаленных тел, находящихся на краю Вселенной». «Природа — источник и предмет неутолимой жажды познания, открытий новых мест, где мы встречаемся с самой жизнью, — продолжает Бьорк. — В них она воздействует на наши чувства — цветом и формой, запахами и ароматами, вкусом и касанием соленого ветра. Но значительная часть природы скрыта от нас — та, которую мы не можем ни потрогать, ни увидеть. Но мы можем почувствовать ее: звук — просеянный через наши эмоции, он становится тем, что мы называем музыкой. И так же, как мы используем те или иные мелодии для того, чтобы выразить то, что иначе невыразимо, так и технология может помочь нам сделать видимым то, что было скрыто в жизни.

В «Biophilia» соединяются три элемента — природа, музыка и технология.

Смотрите, слушайте и создавайте — исследуйте космос у вас под пальцами».

Бьорк уже не в первый раз обращается к пограничным формам в музыке. В 2004 году певица выпустила альбом «Medulla», который целиком состоял из вокальных семплов и звуков, производимых при движении тела. Эту пластинку критики — единодушно и, в общем, справедливо — называли «аудиоинсталляцией»: пластинку, разбитую на несколько треков, можно было воспринимать лишь как одно целое. Тем не менее после того опыта уже на следующем альбоме «Volta» исландская певица вернулась к традиционной песенной форме (пусть и зачастую довольно оригинально решенной музыкально). Однако если «Medulla» предоставляла критикам и слушателям возможность решать, называть ли работу «альбомом» или «инсталляцией», то нынешняя «Biophilia» вполне однозначно свидетельствует о том, что границу между поп-музыкой и contemporary art певица уже пересекла.