На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Хоум-видео с выходом

В Музее современного искусства открылась выставка «Домашнее видео»

С любительской видеокамерой в руках все равны, но некоторые равнее остальных. Выставка «Домашнее видео» в Музее современного искусства Российской академии художеств на Гоголевском бульваре преподносит названный феномен в качестве средства для выражения авторского взгляда на действительность.

С видеоартом в Москве этим летом дело обстоит неплохо – по крайней мере, количественно. Один за другим реализованы несколько проектов, где этот жанр доминирует. Назвать хотя бы двухчастную выставку «Расширенное кино» в ММСИ и в «Гараже», где исследованы взаимные отношения между видео и кинематографом. А нынешняя экспозиция ищет точки сближения между искусством и home video. Правда, этот поиск вряд ли можно назвать чересчур напряженным. Видеоарт сам по себе основан на намеренном дилетантизме и доступных технологиях. Исключения, конечно, встречаются, но они лишь подтверждают правило. Так что перед кураторами Кариной Караевой и Виталием Пацюковым в данном случае стояла задача не столько поиска, сколько отбора.

Из бескрайнего озера движущихся изображений требовалось выловить что-то значимое именно с позиций смысловых, а не только стилистических.

Но как раз этого и не получилось, поскольку устроители явно были увлечены внешними эффектами и признаками: чтобы камера дрожала и металась от объекта к объекту, чтобы качество картинки оставляло желать лучшего, чтобы монтаж выглядел предельно нелепым, а сюжет – неопределенным. В результате набралось столько самопального «арт-хауса», что сам себе как зрителю начинаешь сочувствовать. Утешением могла бы послужить как раз концепция: надо же понимать, чего ради ты так терзаешься. Однако замысел проекта остается неразгаданным – кроме все того же стилистического подражания доморощенным семейным «режиссерам».

Вероятно, созерцание того, как Марат Гельман поет под караоке «Let My People Go», а Иосиф Бакштейн пляшет цыганочку, может кого-то и позабавить, но всерьез считать подобные опусы (авторы – Денис Сапегин и Дмитрий Булныгин соответственно) важными произведениями видеоарта затруднительно.

Как и вообще всякие попытки задокументировать реальность без осознания того, для чего это делается. Дело тут уже не в эстетике. Нравится автору имитировать любительский репортаж или косить под «Догму» – ради бога, нет вопросов, если за приемом кроется что-нибудь существенное. Справедливости ради стоит сказать, что примеры значимых высказываний, пусть даже непритязательных по форме, на выставке встречаются. Помянуть хотя бы работу Леонида Тишкова «Иголку потеряла»: в этом ролике пожилая дама методично, уголок за уголком и предмет за предметом, ревизует свое жилище в поисках той самой утерянной иголки. Бесхитростная и даже бесфабульная история оказывается сильной метафорой суетности человеческого бытия.

Речь в этом случае, естественно, о постановочном сюжете. Таковых в экспозиции большинство.

Даже документальные хроники 1980-х, где Сергей Борисов запечатлел последние недели жизни художника Анатолия Зверева, воспринимаются как сочиненный перформанс – кроме кадров с похоронами. Тем более искусственными представляются мизансцены из псевдорепортажной ленты Цапли и Глюкли «Питер out of control» с неформалами начала 1990-х в главных ролях. Вообще-то документалистика – весьма сложный жанр, работать в котором дано не каждому. Отчего видеоартисты (если не все, то через одного) полагают, будто нет ничего проще, решительно непонятно. Вот с пародиями обычно выходит удачнее. Упомянем в этой связи симпатичное произведение «Монолог» (Лор Прувос из Британии), представляющее собой нарезку из обрывочных кадров и комментирующих субтитров. Эффект «плохого монтажа» использован здесь довольно тонко и доведен практически до абсурда – можно сказать, в дадаистском стиле. Но по соседству располагается череда других образчиков «мокьюментари», и позитивное впечатление быстро испаряется...

Надо полагать, основная проблема видеоарта подобного толка состоит в завышенном самомнении авторов. Они исходят из того, что сам факт экспериментального подхода искупает любые недостатки.

В этом пункте и содержится психологический промах. Вообще-то художник интересен зрителю прежде всего тем, что умеет делать лучше остальных. Когда дилетантизм возводится в ранг особой доблести, удерживать зрительское внимание становится проблематично. Приходится подключать привычную мифологию насчет того, что «художники не такие, как все, у них специфический взгляд на мир» и т. п. На практике эти заклинания работают слабо. Если творческие результаты слабы и скучны, приворотные слова не помогают.

Новости и материалы
Фигурист Малинин выиграл финал Гран-при ISU, исполнив семь квадов
Названы участки МКАД в Москве, где чаще всего застревают фуры
Пара из Казахстана украла из сиднейского казино почти $1,2 млн
Активисты повредили витрину с исторической короной в музее Лондона
Православный активист обвинил арендодателей в пропаганде чайлдфри из-за «квартир без детей»
Путин поздравил президента Киргизии с днем рождения
«Таких просто не бывает»: как Малинину удалось исполнить семь квадов
Дуров заявил, что ЕС устанавливает нереальные правила для технологических компаний
Порт Темрюка полыхает второй день после атаки БПЛА
Российских туристов перенаправили из Венесуэлы на Кубу из-за возможного вторжения США
Подсчитано, за сколько корпоративов Долина может собрать 112 млн рублей для Лурье
Зеленский отправится в Великобританию
Латвия в очередной раз продлила запрет на ночные полеты у границы с Россией и Белоруссией
Мантуров дал поручения по оказанию помощи жителям Курской области
Пьяный мужчина приставал к незнакомке в метро Петербурга
Вошел в историю: Авербух рассказал, кто может конкурировать с Малининым
Россиян предупредили о мошенничестве с использованием фотографий
Певцов назвал условие возвращения уехавших из России артистов
Все новости