Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Бунт унес Любимова

Юрий Любимов грозится покинуть Театр на Таганке

Игорь Карев 27.06.2011, 10:39
ИТАР-ТАСС

Юрий Любимов вновь заявил о решении покинуть пост худрука Театра на Таганке: на этот раз причиной стало требование членов труппы выплатить им гонорары за гастроли в Чехии, озвученные посреди публичного мастер-класса.

Юрий Любимов покидает Театр на Таганке. Как сообщил режиссер, он доработает до конца сезона, который завершается 15 июля, затем уйдет в отпуск и больше не вернется. Причиной стал конфликт с актерами во время небольших гастролей в Чехии.

«С этими людьми, которые не умеют себя вести, тем более за границей, пускаются на шантаж и бунт, я больше работать не буду.

Я не рассердился и не обиделся. Я принял твердое решение: больше я с этой труппой не работаю», — сказал Любимов ИТАР-ТАСС.

Он напомнил, что еще год назад написал заявление об отставке, но тогда его уговорили остаться, причем на уровне руководства страны. Сейчас же Любимов считает все свои обязательства выполненными, а случай на гастролях был последней каплей, переполнившей чашу его терпения. «Я честно продержался год. Но нет условий для работы. Я ухожу, тем более после такого демарша», — подтвердил он.

Театр на Таганке привез в Чехию легендарного «Доброго человека из Сезуана» Бертольда Брехта, который сначала был показан на фестивале, посвященном этому спектаклю в Градце Кралове. Затем труппа должна была выступить в Праге на новой сцене Национального театра, и перед репетицией пражского выступления артисты в ультимативной форме потребовали выплатить причитающиеся им гонорары. По словам супруги режиссера Каталины Любимовой, актеры объявили, что до выплаты не будет ни репетиции, ни спектакля. «Чтобы не продолжать и не устраивать скандал перед чехами, и не позориться в чужой стране, режиссер передал им деньги», — сказала она РИА «Новости».

Репетиция в Праге была организована как мастер-класс – в зале собрались студенты и профессура чешских театральных вузов и пресса, и такое поведение коллектива на глазах у иностранцев особенно возмутило режиссера. Он посчитал, что случившееся – потеря престижа страны и русского театра. «Но, видимо, коллективу на это наплевать», — заявил он.

Спектакль, который состоялся вечером, был встречен зрителями овацией, но сам Любимов на финальные поклоны не вышел.

У актеров театра другой взгляд на события. Татьяна Сидоренко, которая работает в Театре на Таганке с 1971 года и исполняет в спектакле роль госпожи Шин, рассказала радиостанции «Эхо Москвы», что Любимов объявил коллективу: гонораров за спектакли не будет, а оплата работы будет произведена только суточными, которые (примерно 6 тысяч рублей) были выданы еще в Москве. В Чехии актеры узнали от организаторов, что гонорары всё-таки были предусмотрены – именно эти деньги они и попросили им выплатить, а об отмене репетиции или спектакля речи не было вообще. По словам Сидоренко, этот случай не первый.

«Нас всегда обманывали, что денег нет, что гастроли имиджевые. И эти деньги присваивались», — заявила она и добавила, что пока что об уходе Любимова говорить рано.

«Сколько я себя помню в этом театре, не проходило и года, чтобы Юрий Петрович из театра не уходил. И вот когда будет его заявление с просьбой освободить от занимаемой должности, тогда можно о чем-то говорить», — сказала она.

Позиция актеров нашла подтверждение и в репортаже газеты «Пражский вестник», корреспонденты которой присутствовали на репетиции: они отметили, что никакого ультиматума не было, «артисты написали заявление, в котором просили выдать гонорар за спектакли, не угрожая срывом репетиции или спектакля».

«Для нас было дико видеть, как оскорбляют людей, а многие из них — заслуженные и народные артисты, и именно в чужой стране, в Чехии. В микрофон на репетиции в адрес артистов звучали слова «оккупанты, нас не любят, вы – позор» и прочие оскорбления, при всем этом люди продолжали работать», — пишет издание.

Спектакль «Добрый человек из Сезуана» играет в истории Театра на Таганке особую роль. Именно им в 1964 году открылся театр: режиссером был Юрий Любимов, а роли исполнили студенты его курса из Щукинского училища, в числе которых были Валерий Золотухин и Николай Губенко. Спустя 30 лет, на рубеже 80–90-х годов Губенко уже в ранге министра культуры способствовал возвращению Любимову гражданства СССР и был оппонентом режиссера в деле о вывозе из России так называемой «библиотеки Шнеерсона». А в 1993 году Губенко увел часть труппы в «Содружество актеров Таганки» после скандала с попыткой приватизации театра. Символично, что именно актеры, занятые в этом спектакле в его нынешней реинкарнации, вероятно, станут причиной ухода бессменного руководителя со своего поста.

Впрочем, отставка Любимова может и не состояться. «Если в департаменте (культуры правительства Москвы – «Парк культуры») хотят, чтобы я работал, надо найти форму реорганизации театра», — заявил режиссер ИТАР-ТАСС.

«Юрий Петрович любит делать такие заявления, когда ему что-то очень не нравится и когда ему мешают что-то делать», — вспомнила Сидоренко.

Напомним, что в декабре 2010 года Любимов объявил, что уйдет из театра, поскольку устал решать хозяйственные проблемы: по федеральному закону 94-ФЗ все крупные бюджетные расходы должны были проводиться через организацию тендеров, что связано с большим количеством документов. Тогда вопрос решился обещанием руководства департамента культуры, в ведении которого находится Театр на Таганке, придать театру статус автономного культурного учреждения – этот вопрос не решен до сих пор, поскольку против такого подхода выступает труппа. Кроме того, Любимов был недоволен тем, что с художественными руководителями театров заключаются контракты на определенный срок, а у актеров таких контрактов нет. Эти же вопросы поднимались во время встречи Владимира Путина с деятелями культуры в Пензе, на которой было решено увеличить нижнюю границу тендера до 300 тысяч рублей (вместо нынешних 100 тысяч) и рассмотреть вопрос с введением контрактной системы для актеров. Что касается отставки Любимова, то московский департамент культуры тогда заявил, что никаких заявлений режиссер не писал.

Театральные скандалы в последнее время связаны именно с противостоянием труппы и худрука. В марте этого года ушел по собственному желанию из Театра Маяковского Сергей Арцибашев, а на прошлой неделе департамент культуры Москвы решил не продлевать контракт с Александром Галибиным из театра имени Станиславского. Этим увольнениям предшествовали многочисленные заявления и открытые письма коллективов театров.