«Пилот» остался без зарплаты

Режиссер Сергей Меринов заявил о закрытии анимационной студии «Пилот»

Режиссер анимационной студии «Пилот» Сергей Меринов заявил, что, если проблема с государственным финансированием студии не будет решена, «Пилот» закроется уже к концу этой недели.

Режиссер Сергей Меринов в выходные разместил в своем блоге на livejournal.com запись, в которой сообщил, что анимационная студия «Пилот» уже на этой неделе замораживает все проекты и отправляет сотрудников в неоплачиваемый отпуск из-за недостатка финансирования. Эту информацию он подал как часть общего процесса в российском кинематографе, который Меринов назвал «умерщвлением российской анимации»: студии закрываются, проекты сворачиваются, а государство денег на мультфильмы не дает.

Одна из основных претензий к государству помимо денег состоит в том, что нет внятной государственной политики по поддержке отечественной мультипликации.

Государственные конкурсы по распределению денег на короткометражную анимацию проходят два раза в год. Студия «Пилот» в них постоянно участвует и неизменно побеждает. Как рассказал Меринов в беседе с корреспондентом «Парка культуры», в ноябрьском конкурсе 2009 года студия выиграла тендер с сериалом «Гора самоцветов», а в майском этого года — со своей новой задумкой «Детективное агентство Бульдога и Шорти». После победы Министерство культуры обязано перечислить деньги на счета студий (а в конкурсе не один победитель, а несколько) и после изготовления обеспечить доставку готовой продукции широкой аудитории. Впрочем, для министерства зрители являются необязательным компонентом, оно довольно лояльно относится к тому, что студии сами пристраивают свои мультфильмы на телеканалы – именно напрямую была продана на Первый канал «Гора самоцветов».

Чтобы посмотреть этот мультфильм, посвященный сказкам народов России, нужно встать очень рано – он идет в 6 утра.

Еще один из перегибов, на которые обращает внимание Меринов, заключается в том, что продукция российских студий проходит как детская, во время которой запрещена реклама, а «Диснею» удалось доказать, что его Микки Маусы – это передачи для всей семьи, в которых реклама вполне допускается. Изменить эту ситуацию не получается никак, и продукция российских мультипликаторов оказывается в загоне.

Что же касается денег, то до 2009 года вся сумма, заложенная в бюджете страны на помощь киношникам, целиком отходила в пользу Министерства культуры и распределялась именно этим ведомством. Перебои с госфинансированием, по информации от Меринова, начались в середине прошлого года (тогда было принято решение о реформировании господдержки кинематографии – «ПК»). Нечто подобное случалось и раньше, и поначалу «Пилот» особого беспокойства не выказывал, воплощая выигранные заявки на собственные средства; тем же самым занимались студии в других городах России. Но государственные деньги не начали поступать ни в декабре 2009-го, когда было принято решение о создании специального Совета по поддержке кинематографии и было решено, сколько средств останется в ведении Министерства культуры, ни в этом году, когда означенный совет уже распределил свою долю кинематографического пирога.

В результате студии начали закрываться и замораживать уже начатые проекты.

Остановились «Студия «А-фильм» в Екатеринбурге, кинокомпании «Аквариус фильм» в Саратове и несколько других.

До «Пилота» очередь дошла только сейчас.

Сергей Меринов не в первый раз пытается обратить внимание на бедственное положение с анимацией в России. В декабре 2008 года он задал вопрос в ходе подготовки к «Разговору с Владимиром Путиным», но вопрос в эфире не прозвучал, и, соответственно, внятного ответа на него получено не было. Затем, уже в январе этого года, ряд аниматоров написали открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в связи с внедрением новой системы государственного финансирования кинематографа, которое Сергей Меринов подписал в числе первых.

Сегодня в России не осталось государственных анимационных студий, но в 1988 году «Пилот» стал первым частным предприятием в области анимации. Его создал режиссер Александр Татарский, снявший «Пластилиновую ворону» и «Падал прошлогодний снег», он же стал художественным руководителем студии. На базе «Пилота» были придуманы «Братья Пилоты», снят «Гагарин», получивший Золотую пальмовую ветвь в Каннах как лучшая короткометражка и номинировавшийся на «Оскар». Татарский скончался в 2007 году, после его смерти студию возглавляет Эдуард Назаров. Последние проекты «Пилота»: «Гора самоцветов» — собрание анимированных сказок народов; «Мульти-Россия» — короткие ролики о регионах страны. Именно эти мультфильмы и делались при поддержке государства, после прекращения которой студия была поставлена на грань выживания.

«Будет ужасно, если пропадет этот «феноменальный коллектив, очень мощное творческое содружество», — посетовала в разговоре с корреспондентом «Парка культуры» директор анимационной студии «М.И.Р.» Ирина Марголина.

С чем связана столь долгая задержка в финансировании уже выигравших конкурс мультфильмов, Сергей Меринов не знает. По его мнению, анимационному сообществу уже давно пора поставить перед государством вопрос ребром: нужна российская анимация или режиссеры и художники вполне могут заниматься чем-то другим. Комментарий у Министерства культуры по сложившейся ситуации «Парку культуры» получить не удалось.

Разумеется, существуют примеры того, что анимационные студии способны выживать без участия государства.

«СтудияМультфильм Ви.Джи.Ви» — это один из осколков бывшего «Союзмультфильма», занимается коммерческой и игровой анимацией, причем во всех её видах – от «нормальной» двухмерной, нарисованной вручную, до современной трехмерной. Кроме того, в студии действует «Московский музей анимации», большая часть его коллекции собрана из экспонатов «золотого периода» киностудии «Союзмультфильм». Эта студия не претендует на госденьги, обходясь собственными силами, но её директор Лариса Выборгова в беседе с корреспондентом «Парка культуры» заявила, что полностью поддерживает позицию «Пилота» и считает сложившуюся ситуацию недопустимой. Она считает, что в государственной политике следует ориентироваться на страны, которые поддерживают собственную анимацию, вкладывают деньги в её развитие и доносят произведенные своими художниками мультфильмы до юного зрителя всеми возможными путями. В качестве пример Выборгова привела Японию, которая сумела возвести – не без поддержки государственных органов – анимацию едва ли не в ранг высокого искусства и создать вокруг неё целую индустрию.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть