Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Как дружили Петр Иванович с Петром Васильевичем

Выставка «Соседи» Петра Митурича и Петра Львова.

В галерее «Ковчег» открылась выставка «Соседи», где представлены литографии двух знаменитых художников-графиков – Петра Митурича и Петра Львова.

Они познакомились в батальном классе Академии художеств, но суждены им были не баталии, а многолетнее доброе соседство в прославленном доме на Мясницкой, где они поселились гораздо позже, в 1920-е годы. Оба преподавали во ВХУТЕМАСе и жили тут же, при заведении. Их сосуществование через стенку привело отнюдь не к коммунальным склокам, а к искренней дружбе семей, говорить о которой можно было бы и просто так, вне связи с изобразительным творчеством.

Однако Митурич и Львов были в первую очередь художниками, так что нынешняя выставка – не столько мемуар о житье-бытье Петра Васильевича и Петра Ивановича, сколько демонстрация их печатных работ, созданных за два с лишним десятилетия.

Хотя стоит все-таки помнить, что представленная коллекция стала результатом дружеского обмена произведениями – лист на лист, по традиционным художническим законам. В сфере печатной графики все подписные работы считаются равноправными, но такие, обменные, оказываются чуть «равноправнее» остальных.

Проходя по выставке, вы наверняка не сразу уловите, что даже и здесь дело не обошлось без пресловутого «буржуазного формализма». Оба художника предстают такими лиричными, наблюдательными и вроде бы реалистичными, что подозрения в «чуждости» их работ могут показаться параноидальным бредом. Но в этих литографиях есть тончайшая культура и большая личная свобода – как раз те качества, которые шли вразрез с установками соцреализма. И если Петр Иванович и Петр Васильевич не были прямыми приверженцами авангарда

(хотя Митурич, к слову, был близким другом Велимира Хлебникова и мужем его сестры, художницы Веры Хлебниковой),

это совершенно не означало их лояльности в отношении воцарившейся «ампирной» эстетики. Искренняя, прочувствованная лирика – такой же «враг государства рабочих и крестьян», что и футуристические проекты переустройства мира или изысканные композиции в духе ненавистных тогда французов. Об этом сегодня редко и с неохотой вспоминают (поскольку именно авангард возведен у нас на мученический пьедестал), но даже такие «безобидные» пейзажи, портреты, натюрморты, которые представлены на выставке в «Ковчеге», в свое время вызывали неприязнь у правящей элиты. Они попросту «отвлекали от классовой борьбы» своим внутренним настроем и профессионализмом.

Потому неудивительно, что Петр Васильевич и Петр Иванович всю жизнь ходили в неблагонадежных и где-то даже «вредных» авторах. Хотя и без публичного ярлыка по этому поводу.

Судя по всему, они оба осознавали статус «чужих среди своих» и пробовали даже убедить вышестоящие культурные органы в своей лояльности. Например, у Митурича есть литографская серия с видами Гори, родины Сталина. Понятно же, что художник не просто выехал туда на пленэр в поисках красивой натуры... Но в итоге именно так и получилось: все листы, будто бы связанные с темой детства вождя, выглядят «безыдейными» и довольно занятными городскими пейзажами – не более того. Но и не менее. Для Петра Васильевича и Петра Ивановича (как, впрочем, и для всего их круга, куда входили художники Константин Истомин, Лев Бруни, Натан Альтман и некоторые другие представители «тихого искусства») натурные мотивы были куда важнее политической целесообразности. На том и стояли...

Очерчивать круг этих сюжетов нет особого смысла: описание прозвучит скучнее, чем визуальное впечатление, которое можно здесь получить. Извините за пафос, но это подлинное искусство (увы, перешедшее нынче в область антиквариата, где уже не важны устремления и умения авторов, а имеют значение лишь имена, датировки и сохранность произведений). Ковчеговская экспозиция – всего лишь попытка вынуть былую жизнь из-под спуда атрибуций, искусствоведческих вердиктов и клишированных воззрений на искусство той эпохи. Поэтому «Петр Иванович и Петр Васильевич», поэтому соседство через стенку и обменные литографии, поэтому негромкая лирика и твердые художнические установки. Все это стоит хотя бы один раз почувствовать, и дальнейшее понимание начнет приходить само.

Новости и материалы
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
В Москве временно ограничат движение на ряде улиц
Все новости