Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Сталин и Мао из глины и огня

Выставка «Ода к радости»

В фарфоровой летописи Страны Советов нашлось место и вождям, и колхозникам, и героям-летчикам, и прославленным балеринам. Музей личных коллекций открыл выставку «Ода к радости», представляющую собрание Юрия Трайсмана.

Неуемный коллекционерский азарт рано или поздно доберется до любого культурного феномена. Эту нехитрую истину в очередной раз подтвердил американец российского происхождения Юрий Трайсман, взявшись за собирательство мелкой фарфоровой пластики советской эпохи. Казалось бы, не бог весть какая престижная сфера и не слишком духоподъемный материал. Кто не встречал эти наивные фарфоровые фигурки на бабушкиных комодах? Ностальгическая примета ушедшего навсегда бытового уклада – и ничего более.

Но системное коллекционирование принесло свои плоды, и будто бы безделушки образовали масштабную панораму советской жизни.

Дело даже не в том, что сюжеты, реализованные в фарфоре мастерами Дулевского, Конаковского, Ленинградского завода имени Ломоносова, отразили суммарно чуть ли не всю нашу социально-политическую историю. Кроме сюжетов значима еще и эстетика. Советский фарфор на поверку оказывается преемником мировых и собственных дореволюционных традиций, он перестает выглядеть местной идеологической причудой и занимает достойное место в ряду других культурных явлений ХХ века. А вы говорите – бабушкин комод.

Разумеется, многие композиции вызовут сегодня улыбку.

Да и как без нее отреагировать на «Обсуждение Сталинской Конституции в узбекском колхозе» или на то, как «Мальчик показывает пограничникам, где прячется шпион».

Все верно, не оставалась фарфоровая отрасль в долгу перед социалистическим реализмом, неся в массы «верное понимание новой действительности». И к формированию культа личности она имела самое непосредственное отношение – достаточно увидеть ампирные вазы с портретами вождя. Не обойдены вниманием ни токари, ни пионеры, ни пожарные, ни актеры. Именно эта всеохватность и превращает фарфоровую пластику советских лет едва ли не в «энциклопедию народной жизни».

Разумеется, в официозную, парадную энциклопедию. Но через эту парадность проступает и подлинная советская ментальность. Не зря ведь эти композиции выпускались огромными тиражами, и не зря их бережно хранили в жилищах десятки лет.

Фарфор довольно адекватно отражал массовые умонастроения и представления о красоте.

Как уже говорилось, представления эти не были чересчур ущербными и экзотическими. Если взглянуть на советский репертуар с точки зрения стиля, то обнаружатся и черты декаданса, и признаки неоклассицизма, и приметы ар-деко. Фарфоровой пластикой занимались суперпрофессионалы, в художественном отношении она не уступает ни европейским, ни американским образцам. Это важно ощутить, чтобы избавиться от пренебрежительного отношения к собственному культурному наследию.

Что уж греха таить, нам всегда почему-то представляется, что своя труба пониже, а дым пожиже. В случае с фарфором, по крайней мере, обстоит иначе. А что касается советской специфики – она действительно существовала.

Хотите ею гордитесь, хотите осуждайте – на выставке речь не об этом.

Тут чистой воды исследование, где зрелищность сочетается с толковой каталогизацией. Включать свои сегодняшние политические убеждения в данном контексте просто неразумно. Пусть себе фарфоровый Сталин спокойно беседует с Мао, пожарный УНКВД героически выносит женщину из огня, персонажи в национальных костюмах олицетворяют дружбу народов, а балерина Галина Уланова изгибается белым лебедем на воображаемой сцене. Они не живые, они кукольные, их не нужно взаправду любить или ненавидеть. Пусть они на своем языке рассказывают о времени.

Такая кураторская позиция дополнительно подчеркнута разделом «До и после», где фарфоровые типажи, произведенные Гарднеровским заводом в XIX столетии, соседствуют с фрагментами соцартовой серии Гриши Брускина.

Декоративно-прикладной театр распахивает занавес несколько шире советской эпохи, и выясняется, что эстетического родства у фарфоровых произведений разных лет, пожалуй, больше, чем отличий.

Технологический и эстетический момент, опять же вне политики. Тут как в случае с той самой «Одой к радости», помянутой в заголовке выставки. Есть Девятая симфония Бетховена, которую можно применить по-разному – сделать символом коммунистического обновления человечества, как было у нас в стране, или утвердить официальным гимном Евросоюза... Скажете: то Бетховен, а то фарфор. Однако в обоих случаях подразумеваются произведения искусства. Мелкая фарфоровая пластика к разряду искусства принадлежит, несомненно.

Новости и материалы
Захарова отреагировала на извинения Трюдо в парламенте Канады
В ВСУ испугались плохой погоды для использования Abrams
Хью Джекман отправился в путешествие на фоне развода с женой
Самолет-разведчик США заметили недалеко от Крыма
Ветеран ЦСКА заявил, что 2DROTS могут обыграть «Химки»
Дочь Глюкозы пришла на премьеру со змеей на шее
Джокович назвал российского теннисиста братом
Шер организовала похищение сына у невестки
В Дагестане формируют добровольческий батальон для участия в спецоперации
Марио Фернандес рассказал, чем Семак отличается от других тренеров
Трюдо извинился перед Зеленским за чествование нациста в парламенте
Легенда ЦСКА назвал Карпина грубым словом
Российские киберспортсмены не получили $200 тысяч из-за гражданства
В Кремле оценили извинения Трюдо за ветерана СС
В Госдепе рассказали о миссии для Нагорного Карабаха
Группа мужчин похитила и изнасиловала школьницу во время фестиваля
Трюдо счел чествование украинского эсэсовца надругательством над памятью
«Живые черви с хлебом»: жительница Новосибирска пожаловалась на качество школьных обедов
Все новости