Карл Маркс в веселых картинках

Вышла манга по «Капиталу» Карла Маркса

Вадим Нестеров 20.11.2008, 16:46
japanprobe.com

Культура по четвергам: грядущий выпуск японских комиксов по «Капиталу» Карла Маркса стал хорошим поводом поговорить о расширении ареала блуждания знаменитого призрака.

В советское время как-то шутили по поводу неуемности партийных пропагандистов — что скоро сочинения Карла Маркса попадут даже в детский журнал «Веселые картинки». Знали бы эти шутники, что острота сбудется с точностью до буквы. Самое значительное (и самое тяжелое для восприятия) произведение основоположника марксизма — многотомный «Капитал» — скоро можно будет увидеть в «веселых картинках». Именно так, утверждают знатоки, переводится японское слово «манга».

Как сообщает The Telegraph, совсем скоро, 5 декабря 2008 года на прилавках японских магазинов появится новый книжный хит — «Капитал» Маркса, переложенный в удобоваримый для японцев формат традиционных комиксов «манга».

0

Знаменитый экономический трактат, когда-то изменивший весь мир, будет адаптирован для комиксов и выпущен несколькими томами. Издатели прогнозируют изрядный коммерческий успех новинки – по крайней мере, предварительные заказы сыплются каждый день.

Можно, конечно, долго веселиться по этому поводу, подозревая — чем же таким будут заниматься на страницах комикса Марукусу-семпай и Энгересу-кун, но не грех вспомнить, что тематика манги отнюдь не исчерпывается школьницами в мини-юбках и шагающими по развалинам горящих городов гигантскими роботами. Японцы облекают в формат манги любые произведения, и никакая сложность или статус всемирной классики этому не помеха.

В качестве примера можно вспомнить, что один из классиков манги, Тэдзука Осаму, «комиксизировал» нашего Достоевского еще в 1953 году. Именно тогда вышла манга-версия «Преступления и наказания», где кавайный Раскольников с круглыми глазами рубил старушку круглым топориком.

0

0
0
0
0

Русская классика, впрочем, у японцев вообще в почете – уже вышла многотомная манга по «Братьям Карамазовым»

0

с Дмитрием, Иваном и Алешей

000

Обрисованы и «Война и мир»

0

и «Воскресение»

0,

и «Анна Каренина»

0.

Отрадно, что Толстым и Достоевским русская классика не ограничивается, и этим Япония выгодно отличается от всего мира. Поданные страны Ямато, к примеру, сильно уважают солнце нашей поэзии. Правда, выпускать мангу по стихам Александра Сергеевича они не рискнули – поэзия Пушкина, похоже, и впрямь малопереводима. Вместо этого они «экранизировали» биографию русского классика, выпустим многотомную мангу Сайто Тихо Buronzu no Tenchi («Бронзовый ангел»)

0.

А что – вполне себе идеальная с точки зрения японца биография: как положено самураю, был большим поэтом, многократно защищал свою честь в поединках и погиб молодым, обелив своей смертью честь своей семьи.

0

Конечно же, манга давно освоила не только русскую, но и всю мировую классику. Вот вам в качестве примера английский «Гамлет»

0

А вообще-то стоит вернуться к Тэдзуке Осаме, с которого мы начали. Этот высокообразованный (доктор медицинских наук) классик манги не только нарисовал Раскольникова со Свидригайловым — он с самого начала задал тот самый размах тем, который и будет являться главной особенностью современной манги. Сей достойный муж не боялся брать самые разные темы — он рисовал и «Фауста» Гете, и биографию Будды, исследовал в комиксах загадку личности Адольфа Гитлера, и даже сделал большую мангу «Феникс», где рассматривается таинство жизни во Вселенной.

С тех пор так и пошло — как однажды выразился известный переводчик Дмитрий Коваленин, манга «способна преподать в картинках все: от «Анны Карениной» до логики обращения денег в товарораспределительной системе».

И в этой цитате нет никакого преувеличения.

«Капитал» вовсе не является пионером. Так называемая «экономическая манга» (которая, в свою очередь, является лишь одной из множества составляющих жанра «информационной манги») известна в Японии уже много лет. Информационная манга широко используется в образовательных целях со времен Второй Мировой войны, но настоящий бум «экономической манги» начался после того, как в 1986 году появилась манга с сухим названием «Введение в японскую экономику». Она попала на рынок не совсем типичным способом — не отдельными выпусками, как прочие манги, а сразу в виде книги. Тем не менее, три тома этой манги были проданы миллионным тиражом, причем ее охотно покупали даже люди, родившиеся до войны — родители так называемого «манга-поколения», ранее не проявлявшее особенного интереса к новомодному жанру.

Ажиотаж на рынке был столь высок, что знаменитый мангака Сотаро Исиномори, который, по его собственному признанию, в первом томе всего лишь сыграл роль «имени на обложке», поручив рисовать этот бесперспективный проект своим ученикам, в двух последующих томах работал уже самолично, и весьма старательно.

И кто знает — не ждет ли выпускаемый «Капитал» завидная судьба «Введения в японскую экономику»?

Гадать не будем, тем более, коммерческая судьба проекта — не самое интересное в этой истории. Гораздо любопытнее взглянуть на обстоятельства, вследствие которых издатели остановили свой выбор именно на Карле Марксе. И здесь, похоже, никакого разброса мнений, все в один голос твердят: «Это кризис». В условиях глобального кризиса мировой экономики все чаще можно слышать мнение о том, что его причиной стал сбой в механике капиталистического производства. Многие пытаются найти объяснение происходящему, и на этой волне все чаще наблюдается всплеск к альтернативным теориям и идеологиям, прежде всего, к наиболее известной, марксистской.

В той же Японии, как напоминает The Telegraph, сегодня наблюдается настоящий бум вокруг романа пролетарского писателя Такидзи Кобаяси «Краболов», написанного еще в 1929 году. Годовые тиражи этого произведения, рассказывающего о заводских рабочих, восставших против капиталистов, выросли с пяти тысяч до рекордных 507 тысяч книг. Занятно, что «Краболов» уже успели переложить и в формат манга-комиксов, и продажи этих «веселых картинок» достигли 200 тысяч экземпляров.

Да и интерес к Марксу и его главному труду растет не только на «благословенных островах».

На родине этого мыслителя, в Германии, в этом месяце вышел фильм известного режиссера Александра Клюге «Новости из идеологической древности: Маркс - Эйзенштейн — «Капитал». В этой документальной ленте режиссер общается со множеством собеседников (к примеру, с известным немецким экономистом и социальным философом Оскаром Негтом) на тему — как повлиял «Капитал» на их мировоззрение, а «говорящие головы» перемежаются игровыми сюжетами на темы, затронутые знаменитым мыслителем.

Как отмечают немецкие издательства, образованные жители Германии в последнее время активно потянулась в книжные магазины, и их стараниями продажи фундаментального труда знаменитого соотечественника резко выросли. Ну а для тех, для кого полный текст «Капитала» слишком сложен для восприятия, издатели готовят облегченный вариант издания, который появится на прилавках уже в следующем месяце.

Пресловутый призрак опять бродит?