Игра в мяч по-каннски

В Каннах показали «Марадону» Кустурицы

Вера Павлова 21.05.2008, 12:15
ecranlarge.com

На Каннском фестивале вне конкурса показали фильм Эмира Кустурицы о Диего Марадоне, а первый онлайн-фестиваль «Babelgum» объявил победителей.

В сквере между каннской мэрией и фестивальным дворцом начался турнир по игре в петанк. А на ночном сеансе вне конкурса показали фильм об игре, где катают шарик побольше яблока: «Марадона» Эмира Кустурицы. Для Канн сербский режиссер даже более значительная фигура, чем кудесник футбола: Кустурица один из немногих, кто дважды увозил с фестиваля «Золотые пальмы». И вот выяснилось, что автора «Андеграунда», «Черной кошки, белого кота» и «Времени цыган» во многом вдохновляли на творчество голы, забитые Диего Марадоной. Прежде всего «гол века» в ворота англичан на мундиале 1986 года. Аргентинцы рассматривали ту победу в контексте прошедшей всего за несколько лет до того войны за Фолклендские острова.

Политические убеждения Марадоны важны для Кустурицы так же, как футбольный талант, и, как признался режиссер журналистам, в лице Диего в процессе работы над фильмом он нашел не только друга, но и единомышленника.

Оба не терпят Буша и американский империализм — Кустурица настойчиво напомнил, что после 1945 года США бомбили уже 23 или 24 страны, его родину в том числе. А Марадона упомянул о военном перевороте, осуществленном в Аргентине при поддержке ЦРУ. Так что помимо фрагментов легендарных матчей, в фильме у Эмира Кустрицы мы видим Марадону на трибуне протестующих против визита Буша в Аргентину, Марадону, встречающегося с Фиделем Кастро и Уго Чавесом, и татуировку Диего с портретом Че Гевары. «Если бы Марадона не стал футболистом, он стал бы революционером», — убежден автор документальной картины. В ходе съемок режиссер и его герой побывали и в Неаполе, где Диего объяснил Эмиру, какую революцию произвела в итальянском футболе победа южного клуба, «Наполи», над северным, «Ювентусом».

Марадона открыто рассказал и о своих проблемах с кокаином и возрождении к новой жизни. Вопрос с его неаполитанским сыном был тактично обойден, зато всячески подчеркнута нынешняя признательность и верность футболиста аргентинской семье — жене и дочкам.

Кустурица привез друга и в Белград, на стадион клуба «Црвена звезда», где Марадона забивал за «Барселону», и оба разыграли с мячом несколько голевых комбинаций. Что касается эпизода с «рукой божьей», то на его основе в Аргентине построен целый религиозный культ. Адепты так называемой «церкви Диего Марадоны» поклоняются игроку, как святому, отправляют обряды, надев майки с номером 10, а в качестве причастия должны повторить тот самый гол Марадоны с мирового первенства, забитый рукой. Из фильма следует, что людей на Балканах и в Латинской Америке объединяет не только неприязнь к США и НАТО, но и умение радоваться жизни, и любовь к футболу. На фотосессии перед премьерой явно посвежевший и жизнерадостный Марадона охотно почеканил мяч.

В среду вечером, кстати, в конкурсной программе прессу, жюри и гостей Каннского фестиваля ждет суровое испытание: длящийся четыре с половиной часа фильм Стивена Содерберга «Че» — разумеется, об аргентинском революционере.

В рамках «Недели критики», проходящей параллельно основному конкурсу, сегодня демонстрируется фильм молодого российского режиссера Валерии Гай-Германики «Все умрут, а я останусь».

История о трех старшеклассницах, мечтающих попасть на вечернюю дискотеку, не обещает быть простой. Одну из героинь играет актриса Агния Кузнецова из «Груза 200».

Тем временем на Круазетт уже раздали некоторые призы — тем молодым и начинающим кинодеятелям, которым пока не посчастливилось попасть в официальную каннскую программу.

Своих лауреатов назвал первый онлайн-фестиваль «Babelgum». В нем участвовали более тысячи авторов — с короткометражками, мультфильмами, рекламными роликами и клипами. Объединяет их формат — цифровое видео и размещение своих творений в интернете.

Как сказал на церемонии вручения глава жюри режиссер Спайк Ли, онлайн-фестиваль и всемирная сеть на сегодняшний день дают молодым авторам хорошую возможность показать себя, и интернет — это новая, перспективная площадка для открытия талантов. «Babelgum» впечатляет космополитизмом: среди лауреатов, к примеру, лента, снятая итальянцем в Уганде.