Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Картонные крылья

Выставка Юрия Авакумова

Макеты городских и социальных катастроф, спасительный розовый туалет, бесприютность влюбленных и архитектуры на выставке Юрия Аввакумова

Деревянные чурки сложены в фигуры из патриархальной игры «городки», некогда занимавшей достойное место в парках культуры. Небоскреб составлен из игральных карт. Башня собрана из костяшек домино. Шахматная доска и вовсе прибита к стене гвоздями со шляпками, загнутыми в виде фигур. Артефакт прозрачно называется «Плохой мат». Юрий Аввакумов предлагает желающим сеанс одновременной игры в смыслы.

В начале XX века концептуализм официально стартовал с демонстрации писсуара в качестве художественного жеста. Скандал был… Сегодня в центре экспозиции высится кокетливый розовый туалет с окошком-сердечком. Внутри — кукольный унитаз и небоскреб из колоды карт с голой девицей (в релизе Аввакумов признается, что на «Игры» его вдохновило детство, богатое дворовыми играми).

Для юбилейной выставки даже актуального художника «Игры» с первого взгляда кажутся хулиганскими как-то по-детски.

И это при том что юбиляр значится двигателем «бумажной архитектуры» с ее триумфами на международных конкурсах. Между прочим, пока последней творческой вспышки в отечественном зодчестве XX века и одной из всего трех-четырех на весь век, если верить академикам.

Сам автор, комментируя «Игры», упирает на слово «абсурд». В свое время архитектор-концептуалист Яков Чернихов обронил занятную мысль: здоровый человеческий мозг не способен создать полный абсурд, скорее всего, за тем, что на выходе кажется абсурдом, скрывается какое-то уравнение, которое не вычитать с налета. Опять же, если мозг здоровый. И верно, «Игры» оказываются галереей довольно жутких архитектурно-градостроительных смыслов. Так, по принципу карточного домика строилось множество серий панельных домов, да и вполне приличных небоскребов. Они и складываются, как карточный домик, если правильно разместить гексоген или удачно вогнать самолет.

Не чужд городам и «принцип домино».

Он хорошо знаком нью-йоркцам и части москвичей по отключениям энергосетей, когда закипевшая подстанция валит «костяшки» в сети одну за другой. И, наконец, самый зловещий элемент — «городки»: игровая постройка, аккуратно складываемая ровно для того, чтобы быть разрушенной. Настоящий парафраз для архитектуры XX века, с поразительной скоростью рушившей, чтобы строить, и строившей обреченное на разрушение. Как в Зарядье с его разгромом — возведением на его месте высотки до половины — разбором высотки — возведением «России» — разбором «России» — и, наконец, разбором через арбитраж тех, кто ее разобрал… Диалектика отрицания отрицания работает бесперебойно, как нефальшивые швейцарские часы.

Вот, говорят, и «Остоженка» выходит из моды. На этом фоне розовый туалет безобиден и спасителен.

«Имеет ли смысл возводить эфемерную карточную конструкцию, пользоваться в строительстве принципом домино или раз за разом возводить и сносить городок? Для меня имеет», — издевается Аввакумов. Действительно, все не так страшно, во всяком случае, для «бумажной архитектуры». Перебесившись творческим поиском, участники бумажных конкурсов 80-х успешно встраиваются в машину: у Хазанова есть своя башня в «Москва-Сити» и вряд ли из слоновой кости, Белов проектирует коммерческие жилые комплексы а-ля Лондон, Филиппов — что-то римское. Аввакумов же, создав себе имя и мощный регулярный плацдарм на международном выставочном поле, все так же аскетично держится бумажного проектирования. Слабинка современного искусства в том, что его потребитель (посетитель, покупатель…) чаще обречен на смешанное чувство: то ли он, как голый король, уходит с голым манифестом и лапшой на ушах, то ли ему посчастливилось коснуться вечного шедевра, который он, рожденный ползать, не может понять.

Формула «дайте время времени» не проходит: и художнику, и поклоннику хочется пожить сейчас.

Между сериями абстракций в 90-х гг. Аввакумов предложил вполне реалистичный мост «Красная горка» для Пресни: тогда бросались в глаза его зигзаги, брутальность, красный цвет. Год назад в Stella ArtGallery мелькнул его макет. Просто красивая вещь, стройная, летящая и, оказывается, со смыслом: по авторскому замыслу, из двух зигзагов на вершине моста складывалось две площадки для влюбленных. Естественно, мост был слишком авангарден, чтобы его построить в 90-х гг. Но вот молодожены, до сих пор тянущиеся к смотровым площадкам, теперь по какому-то зову потянулись к мостам. Жмутся, ночами вешают замки на верность. Смысл проклюнул, моста нет. Кстати, аргумент в пользу смысла бумажных игр.

Новости и материалы
Стало известно о воздушной атаке Израиля по центральной части Газы
Армия России ударила по Судостроительному заводу в Николаеве
Подавляющее число российских школьников используют ГДЗ
Половина россиян проведут майские праздники дома
Трофейный танк Leopard привезли на выставку в Москве
Посол РФ рассказал о большой популярности ЮАР у российских туристов
Тайвань зафиксировал приближение летательных аппаратов и кораблей КНР
Западная группировка ВС РФ отчиталась о суточных потерях ВСУ
В США усомнились в соблюдении Израилем международного права в Газе
Полянский ответил на угрозы литовского посла в адрес Крымского моста
В Николаеве раздались взрывы
На Украине отменена воздушная тревога
Лагеря Кубани готовы принять детей из подтопленных областей России
Сигналы ракетной тревоги прозвучали на северной границе Израиля
Россиянам объяснили, почему зеленый чай лучше не пить после 16.00
SpaceX запустила ракету с европейским спутником
В ООН заявили об ужасающем количестве погибших в Газе детей
Известный блогер попал в аварию в центре Москвы
Все новости