Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Летайте отечественными кинофильмами

Поможет ли принцип «запретим все западное» российским производителям

Скриншот из трейлера фильма «Экипаж» (2015) Paramount Pictures
Скриншот из трейлера фильма «Экипаж» (2015)

Хорошо летать отечественными самолетами, смотреть российское кино и закусывать национальным сыром. Плохо, когда только это и остается. Разумный протекционизм недальновидно строить на примитивном ограничении конкуренции. Иначе мы опять получим товары под лейблом «сделано в России», которые никому не будут нужны ни на внешнем, ни на внутреннем рынках.

Дмитрий Рогозин на встрече с Владимиром Путиным предложил обязать отечественные авиакомпании летать за рубеж только на российских самолетах. Цель нового ограничения — защита внутреннего рынка авиастроения. Сегодня, по словам вице-премьера, доля зарубежных самолетов на нем составляет около 80%, с 2008 года отечественные авиакомпании закупили почти 600 иностранных самолетов, в то время как российских было приобретено всего 59. А потому допуски на наиболее популярные маршруты, считает Рогозин, надо выдавать только «тем компаниям, которые будут выставлять на эти маршруты российские самолеты». Путин ответил: «Хорошо».

Проблема в том, что изменить ситуацию куда сложнее, чем ввести запрет. На данный момент, кроме «Суперджета», отечественный авиапром мало чем может похвастать. По словам экспертов, Россия, отказавшись в свое время от собственного производства гражданских самолетов, сегодня превратилась практически в сырьевой придаток для мирового авиапрома — в первую очередь американского «Боинга» и европейского «Эйрбаса».

Конечно, лучше бы летать на своих самолетах, причем не только за рубеж, но в первую очередь по родной стране.

Но если при этом полеты станут дороже (ограничение конкуренции всегда ведет именно к этому) и менее безопасны (надежность сложной техники проверяется годами эксплуатации), то российские пассажиры скорее предпочтут летать западными авиакомпаниями. Тем более что и сервис у наших не всегда на высоте. То есть проиграет опять же отечественный рынок авиаперевозок.

Правда, следующим шагом можно вообще запретить россиянам летать зарубежными авиалиниями, но пока такие идеи предлагают только совсем уж маргинальные политики.

На этой же неделе Минкульт предложил увеличить сумму госпошлины на прокат иностранных фильмов в 1400 раз. Сейчас госпошлина при получении прокатного удостоверения составляет 3,5 тыс. рублей, предлагается поднять ее до 5 миллионов, тем самым поставив барьер для проката «иностранных фильмов низкого качества». По мнению чиновников, если таких фильмов станет меньше, автоматически увеличится число сеансов для российского кино.

На деле поддержать таким образом отечественную киноиндустрию тоже вряд ли получится. Зритель предпочитает импортное кино российскому не потому, что западными фильмами забиты все кинозалы, а российским не остается места в прокате. Он просто идет на то, что ему интересно, голосует рублем.

Причем голосует не только за американские блокбастеры, но и за наши вроде «Экипажа» или «Викинга». Было бы таких картин побольше — оживилась бы и отечественная киноиндустрия.

А пока многие российские фильмы идут в полупустых кинозалах. Квота на показ отечественных фильмов есть, а зрителя по-прежнему нет.

Конечно, большие западные студии имеют гораздо больше маркетинговых возможностей: им завесить всю Москву рекламой нового фильма проще, чем любой российской компании. Но ирония в том, что большие студии также легко возьмут барьер госпошлины в 5 миллионов, в отличие от многих небольших студий, выпускающих в прокат действительно хорошее малобюджетное кино.

Нечто подобное уже происходит в нашем сельском хозяйстве. Отечественные производители не устают молиться на контрсанкции, закрывшие российский рынок продовольствия от многих импортных товаров. Вот только потребители их молитвы разделяют далеко не всегда: не всем нравятся товары низкого качества по высоким ценам, как злополучный «пальмовый сыр», даже если на них стоит лейбл «сделано в России».

Неудивительно, что самым лучшим сувениром из-за границы сегодня вновь стали злополучный сыр и другая «запрещенка».

Разумный протекционизм — это, в принципе, неплохо, внутренний рынок обязательно надо поддерживать и в определенной степени защищать от дешевых товаров, обессмысливающих конкуренцию. На этой идее поддержки национального рынка, собственно, пришел в Белый дом и Дональд Трамп, пообещавший вернуть американское производство из Китая в Америку. Более того, он уже подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства, а в его администрации предложили ввести на импорт из Мексики двадцатипроцентный налог, чтобы отбить стоимость на возведение стены на границе с Мексикой.

Другое дело, что

часть россиян, кажется, восприняли идею «запретим западное» как универсальный подход к решению всех проблем внутри страны.

Если наши самолеты и наше кино не покупают, значит, нужно удалить с рынка конкурентов, и все сразу наладится. Вот только, как показывает история с отечественным сыром, в реальности все далеко не так просто.

Во-первых, замкнуться на внутреннем рынке у нас уже в принципе не получится, все-таки мы не Индия и не Китай.

Во-вторых, в России сейчас явные проблемы с финансированием новых технологических разработок — те же самолеты мы собираем во многом из импортных деталей.

В-третьих, в некоторых случаях изобретать велосипед совсем необязательно, а конкурировать лучше в тех отраслях, где у нас неплохие данные изначально — взять для примера историю с созданием национального поисковика «Спутник», в который вложили немало средств и надежд, а на выходе получили пшик. В январе 2017-го переходов со «Спутника» в рунете было всего чуть больше трех тысяч, тогда как с «Гугла» — около 90 миллионов.

Ну и, наконец, неплохо бы вспомнить народную мудрость про то, что лучше сто раз отмерить, чем один раз запретить, — иначе легко навредить и тому, что пока худо-бедно в нашей стране работает.