Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Образование на баррикадах

Закрыть неэффективные вузы оказывается куда сложнее, чем открыть

«Газета.Ru» 26.12.2012, 17:12
Закрытие признанного неэффективным РГТЭУ вылилось в противостояние студентов и преподавателей из... Сергей Карпов/ИТАР-ТАСС
Закрытие признанного неэффективным РГТЭУ вылилось в противостояние студентов и преподавателей из Минобрнауки

Скандал вокруг слияния Российского государственного торгово-экономического университета с Российским экономическим университетом имени Плеханова на базе последнего становится индикатором способности власти провести полноценную и последовательную реформу высшего образования.

Сообщения из Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) напоминают сводки военной хроники. Вот бастующие против присоединения к Российскому экономическому университету имени Плеханова студенты изгоняют со встречи ректора РЭУ Виктора Гришина в присутствии заместителя министра образования и науки Александра Климова. Вот в ответ Минобрнауки тут же увольняет ректора РГТЭУ, известного политика-националиста 90-х — начала 2000-х годов Сергея Бабурина. После этого студенты РГТЭУ баррикадируют турникеты у входов в университет стульями и столами и не пропускают в здание свеженазначенного и. о. ректора Андрея Шкляева, требуя вернуть Бабурина. А сам вуз просит не допустить своей ликвидации… патриарха Кирилла. РПЦ отвечает, что не будет вмешиваться в дела светского вуза. В свою очередь, ректор РЭУ Виктор Гришин заявляет, что, если представители РГТЭУ не согласны с приказом Министерства образования и науки объединить вузы, они могут оспорить его в суде.

Намерение Министерства образования и науки как-то разобраться с расплодившимися в последние 20 лет по вине самого государства (оно ведь выдавало лицензии) вузами вполне объяснимо.

Многие российские вузы давно превратились в бизнес-лавочки, так и не став очагами научно-технологического бизнеса или фундаментальной науки. Они сдают помещения в аренду, привечают платные курсы, зачастую не имеющие ничего общего с профилем обучения. При этом количество обладателей дипломов о высшем образовании неуклонно растет, а качество этих выпускников столь же последовательно падает. В результате затраты государства на содержание высших учебных заведений не окупаются ни морально, ни материально.

Можно было ожидать, что появление составленного министерством рейтинга неэффективных вузов и желание закрыть сотни высших учебных заведений вызовет протесты, в том числе в виде публичных акций неповиновения, как в РГТЭУ. Но довести реформу высшего образования до логического конца в данных условиях становится для государства и прежде всего для правительства Медведева делом чести. Вообще трудно себе представить, что неоднократный депутат Госдумы Сергей Бабурин, прекрасно знающий лично большинство представителей российской политической элиты, включая президента Путина, просто так начнет публичную фронду против решения правительства. Конечно, Бабурину есть что терять, и в бытность премьером Путина он вряд ли поступил бы так смело.

Пока государство нечасто демонстрировало способности доводить до завершения масштабные преобразования. ЕГЭ продавить с грехом пополам удалось.

А вот реформа системы высшего военного образования, страдающего теми же недугами, что и гражданское (раздутость штатов, обилие вузов, дороговизна содержания для государства, низкое качество выпускников, что накладывается на процесс сокращения армии), после отставки Сердюкова окончательно остановлена. Хотя было совершенно очевидно, что вызывавшие неоднократные бурные протесты слияния и переезды военных вузов проводились как минимум с ведома высшего руководства страны, а не были частной инициативой экс-министра обороны.

Провал реформы военного образования, которая уже приостановлена официально, ничем не отличается от возможного провала реформы образования гражданского. Государство слишком долго не могло определить внятных приоритетов образовательной политики, расплодило массу сомнительных высших учебных заведений, а теперь вынуждено резать по живому.

Само государство загнало российское образование на баррикады, само должно его оттуда уводить.

Ведущие российские вузы занимают позорно низкие места в международных рейтингах, а качество российского высшего образования не может быть предметом хвастовства перед миром даже у самых записных патриотов. Так что, если уж правительство начало процесс избавления от неэффективных вузов, надо быть последовательным. И не использовать преобразования, как в случае с армейской реформой, для банального коммерческого захвата помещений с последующим личным обогащением кураторов реформы на этих «трофеях».