Чтобы эксперты замолкли

Президент распорядился улучшить жизнь граждан

Георгий Осипов 10.05.2012, 10:25
Судя по текстам президентских указов, Путин не думал об их реалистичности ИТАР-ТАСС
Судя по текстам президентских указов, Путин не думал об их реалистичности

Владимир Путин, не реализовав четыре попытки представить избирателям внятную программу своих действий, версию номер пять посредством президентских уже указов поручил изготовить правительству Дмитрия Медведева, которое и отвечать за работу будет, если что.

Настоящий лидер должен оставаться над схваткой, что в переводе на русский язык значит «вне зоны ответственности». 7 мая, сразу после вступления в желанную должность, президент Владимир Путин серией указов остановил насмешки над приписываемыми ему попытками сказать что-то дельное. Он поручил разработать полноценную программу (с написанием концепций и внесением в Думу законов) правительству Дмитрия Медведева. Это по-царски. Путин обозначил, чего следует достичь, и жестко потребовал представить соответствующий план тем людям, которым он за такую работу зарплату платит. Конфигурация проста.

Обещания от Путина — реализация от Медведева. Теперь ясно, почему до сих пор не было программы Путина: премьер Путин не мог дать задание президенту Медведеву.

В такой конфигурации неважно, в общем, насколько реальны задания главного начальника главному исполнителю и ответчику: судя по текстам указов, о реалистичности Владимир Путин не думал. Примерно такую модель действий нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман называет верой в фей, которые непременно явятся и исполнят желания. В русской же традиции приверженцы этой модели определяются проще — «обещалкины».

В экономической части мы видим набор благих пожеланий, оформленных не как помещичьи мечты про хрустальной мост, а в виде приказа исполнить и доложить о сделанном к такому-то сроку. Не хватает только упоминания про то, какая кара будет обрушена на исполнителей, если они провалят задание.

Указ о мерах по реализации демографической политики предписывает Медведеву «обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753». Как – не уточняется, в связи с чем напрашивается вопрос о степени личного участия нового премьера в трудном деле. У Путина сказано только про то, что надо давать денег тем, кто нуждается в стимулировании размножения… Вроде давно ясно, что как раз все иначе в мире и чем беднее страна, тем больше там рожают, а в Западной Европе и двое детей в семье уже становятся редкостью, хоть мигранты и помогают. Получается, что Медведев, с одной стороны, должен стимулировать пауперизм ради выполнения наказа президента про коэффициент, а с другой, его просят найти где-то денег и раздать семьям.

Еще Путин приказывает правительству «обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет». Что для этого может сделать правительство? А вот это оно должно само придумать, написать и реализовать.

Указывая народу долго жить и быстрее размножаться, Путин не забывает подписать и указ о местах обитания народа — о мерах по обеспечению граждан доступным жильём и повышению качества услуг ЖКХ. Правительству указано придумать что-то, чтобы были созданы «для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет». Еще указано «снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путём увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономического класса… до 2020 года – предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия»...

Кто против таких идей? Никто. Кто, наконец, эти идеи выговорил? Путин. Кто их реализует или провалит?.. Не Путин.

В указе о реализации государственной социальной политики Путин требует «увеличение к 2018 году реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза». Позволит это раз в 15 лет покупать новое жилье? Нет. Но правительство пусть что-нибудь придумает.

Еще пример простого решения сложной задачи — вернее, перепоручения решения. Пенсионный вопрос снимается так: «… разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нём механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования».

Может быть, Путин не знает, что по поводу решения этих задач спорят уже лет двадцать? И точно не считает, что это как раз тот случай, когда президент должен поддержать ту или иную сторону? Нет, это тоже поручается правительству с новым премьером Медведевым. Историки еще отметят гениальность тактики Путина в 2012-м, когда будут писать, чем вся затея в итоге завершилась.

Авторы указов от имени Путина столь увлеклись идеей благовестности для народа, что написали и немало чудных абзацев. Вот там же, где про зарплаты и пенсии, дается и поручение ведомствам «увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей»…

Надо сказать, что все указы получились веселые.

Вот в документе «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» повелевается «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов». Для этого, ясное дело, правительству указано обеспечить внесение в июле 2012 года в Думу проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» — и все будет хорошо. Чтобы стать вровень с Гарвардом надо, гласит указ, обеспечить повышение стипендий «…до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам…».

Предусмотрены и возможные упреки от критиканов в том, что не размер стипендии определяет место в рейтинге, что авторитет учебного заведения вычисляется прежде всего по рейтингу цитируемости работ его педагогов и студентов, опубликованных в зарубежных научных изданиях. Что ж, указ предусматривает «увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента». А правительство должно придумать, как это сделать.

Есть еще указ про здравоохранение – тоже с наказом правительству придумать план по улучшению и так далее и осуществить его (и тоже без затрагивания базовых принципов организации отрасли, что во всех странах обычно является именно президентской ответственностью).

Наконец, есть и указ о долгосрочной государственной экономической политике. Вот где, казалось бы, есть надежда увидеть, чего же хочет и планирует Путин. Не тут-то было.

Более или менее конкретно сказано про приватизацию: до 1 ноября должны быть внесены изменения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. И там должно быть предусмотрено «… завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса». То есть, к примеру, «Газпром» трогать не будут. Хорошо.

В остальном же это опять перечень поручений правительству, которые непонятно, как можно выполнить. Например, «...создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году… увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году… увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года… увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года… повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году»…

Сделать это правительству указано так. До 1 октября внести в Думу проект федерального закона о государственном стратегическом планировании. До 1 декабря этого года утвердить «Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2018 года и прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». А до Нового года подготовить «основные государственные программы, «в том числе такие, как «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий» и «Развитие транспортной системы»…

Даже краткий перечень поручений президента правительству в виде подписанных им 7 мая указов говорит о том, что Путин детально запомнил все претензии экспертов к его экономической политике и все обозначенные аналитиками болевые точки российского хозяйства.

Затем поручил разбить претензии и точки на команды, по каждой команде подготовить указ с требованием правительству указанные задачи решить и доложить. Чтобы эксперты замолкли.

Но собственных оценок Путин не дает, выбор «развилок» на себя не берет. Зато резервирует за собой роль оценщика конечных результатов. На самом деле, кажется, эта роль должна принадлежать в демократической стране избирателям, которые и ставят итоговую оценку избранникам на очередных выборах. Получается, что у нас один избиратель – Владимир Путин, и его на всех хватит.

По большому же счету наблюдения за первыми действиями новоизбранного президента Путина говорят о том, что пока он просто не знает, что делать с этой страной. И пытается скрыть растерянность, выдавая приказы правительству сделать всем счастье к 2018 году – к новым выборам.