Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Перед газовой атакой

Надежды сторонников идеи газового объединения на появление реального влиятельного картеля пока выглядят явно преждевременными.

В последнее время на фоне многочисленных энергетических конфликтов исподволь формируется новый институциональный облик газовой отрасли. Созданный в 1931 году и объединяющий 67 стран Международный газовый союз, видимо, показался слишком маленькой или неудобной площадкой для современного газового сотрудничества.

Крупнейшие поставщики газа занялись «партстроительством», стремясь создать вокруг себя новые центры влияния.

В январе в Давосе министр энергетики Катара Абдулла бин Хамад аль-Аттийя сообщил, что в рамках июньского Форума стран-экспортеров газа в Москве будет обсуждаться идея создания новой международной организации — т. н. «газовой ОПЕК». Эта инициатива была выдвинута год назад Ираном. Верховный руководитель Исламской Республики Аятолла Али Хаменеи на встрече с тогдашним секретарем Совбеза России Игорем Ивановым официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК.

Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ — Gas Exporting Countries Forum) был впервые проведен в 2001 году в Тегеране. Целью организации были заявлены:
— развитие взаимопонимания, одобрение диалога между производителями, потребителями, правительствами и отраслями промышленности, связанными с энергетикой;
— создание базы для исследований и обмена опытом;
— создание устойчивого и прозрачного рынка энергоносителей.

Пока форум — структура довольно рыхлая: он не имеет устава, четкой системы членства и постоянного представительства в какой-либо стране. Тем не менее, в нем постоянно принимают участие Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, ОАЭ, Оман, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. В некоторых встречах министров участвовала Туркмения, а Норвегия считается наблюдателем.

Вот только надежды сторонников идеи газового объединения на появление реального влиятельного картеля пока выглядят явно преждевременными. Тем более что

в обозримом будущем у поставщиков газа вряд ли будет возможность влиять на цену своего товара на мировом рынке.

Чуть ли не единственной существенной функцией ФСЭГа может оказаться обсуждение маршрутов будущих газопроводов.

Одновременно, в противовес такой организации, как Международное энергетическое агентство (МЭА), которое создавалось в первую очередь для защиты прав потребителей энергоресурсов, создается еще один институт защиты прав производителей газа — Международный альянс национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих газ (МАННГО), о котором заговорили в октябре 2006 года.

Альянс должен опираться на базу ЕврАзЭС (куда входят Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан), с постепенным присоединением к ним Туркменистана, Украины и Молдовы. И главным интегратором объединения, естественно, должна стать Россия. В рамках такой организации могли бы проводиться дискуссии относительно координации общей политики добычи и продажи газа в интересах всех стран-производителей «голубого топлива».

В дальнейшем к МАННГО, возможно, присоединились бы и другие страны, прежде всего, Иран. И тогда Альянс смог бы играть заметную роль в установлении единых цен на газ и транспортных тарифов, координации владения активами в добывающих, транспортных и перерабатывающих предприятиях, воздействовать на газовые цены, меняя уровень добычи.

Целью МАННГО, как говорится в проекте устава, является «создание условий для справедливого распределения доходов от экспорта газа между добывающими и транспортирующими газ странами, а также формирование общих инвестиционных источников по развитию газовой отрасли, в том числе поддержание надежности действующей системы магистральных газопроводов в странах-участницах МАННГО». Кроме того, предполагается «выработка рекомендаций по гармонизации законодательства стран-участниц МАННГО в области разведки, добычи, переработки, транспортировки, хранения и сбыта газа». А, собственно, почему бы и нет?

Создание в том или ином виде «газовой ОПЕК» как организации, аналогичной по своим целям и функциям нефтяной ОПЕК — задача непростая.

Такая структура не сможет проводить единую ценовую политику, поскольку газ только-только становится биржевым товаром, рынок газа не столь развит, как нефтяной, а цены на газ в разных регионах мира существенно отличаются друг от друга. Если участники нефтяной ОПЕК могут более или менее оперативно изменять объемы добычи нефти, то газовые контракты имеют долгосрочный характер, а сам рынок сильно фрагментирован.

Газопроводы жестко связывают поставщика и потребителя, а транспортировать газ через океан можно только в сжиженной форме (поставки сжиженного природного газа составляют пока примерно четверть мирового экспорта). Кроме того, «газовую ОПЕК» подтачивают внутренние противоречия: интересы участников заметно различаются, что будет постоянно создавать сложности при выработке ими единой позиции.

Злопыхатели уверяют, что идея газовой ОПЕК носит исключительно политический характер и используется как средство психологической атаки.

Действительно, инициаторы «газовой OPEC» — это либо теократические мусульманские режимы, либо страны, которыми руководят левые популисты, либо страны, «встающие с колен». Все они активно используют антизападную риторику и, как им представляется, имеют в своем распоряжении едва ли не единственный реальный инструмент политического давления — углеводороды.

Однако такая шумовая политическая газовая атака на «потенциального противника» уже спровоцировала консолидацию потребителей газа и чем дальше, тем больше может привести к плачевным последствиям для самого рынка газа. Перспектива появления «газовой ОПЕК» вызывает резко негативную реакцию США и Евросоюза: пока налицо неочевидные экономические выгоды и очевидные политические потери.

При этом как-то незаметно на задний план отошло то обстоятельство, что созданный в 1960 году

ОПЕК давно пережил детский период «мести Западу» с его многочисленными попытками эмбарго и взрывами трубопроводов (1967, 1970, 1973 гг. и др.) И стал вполне прагматичной организацией, которая по мере своих сил старается не раскачивать, а напротив, стабилизировать рынок.

Опыт 70-х годов прошлого века показал странам-членам ОПЕК, что пировать можно, но сравнительно недолго: тогда удалось сыграть на дисбалансе в спросе и предложении и на несколько лет монопольно взвинтить цену на нефть, но и расплата оказалась жестокой — рынок нефти не мог после этого подняться лет двадцать. В свою очередь, такое наказание долларом многих отрезвило.

И все равно находятся смельчаки, которые норовят обзавестись собственным хоть каким, но картельчиком, откуда можно будет грозить какому-нибудь очередному «шведу».

Трибун Уго Чавес бросил вызов США, Мировому банку, а вот теперь и родному ОПЕК: он уговорил Боливию, Никарагуа и Кубу создать совместную энергетическую компанию и сделал еще один шаг на пути к своей заветной цели — Организации стран-экспортеров газа Южной Америки, т. е. некой «латиноамериканской ОПЕК». Договоренность об этом была достигнута по итогам VI саммита участников Боливарианской альтернативы для Америки (АЛБА), прошедшего в Каракасе. Напомним, что основные цели АЛБА — создание единой экономической зоны, социальная интеграция и защита от влияния США.

Своим соседям Чавес, чья страна занимает одно из первых мест в мире по добыче нефти и газа, пообещал, что если они станут участниками проекта, венесуэльская нефть будет стоить этим государствам почти в два раза дешевле, чем на мировом рынке, и может оплачиваться в рассрочку, в том числе по бартерным схемам. Вот такой забавный вариант энергетического демпинга. Картель, который играет на понижение?! Думается, желающие по возможности дистанцироваться от политики, но получить экономический пряник найдутся. Вот только с чем останется, в конце концов, сама Венесуэла? Так

бывает, что нефтедоллары давят на мозги. И не только Чавесу.

Рассказывают, как, едва захватив власть в Чечне, бравый генерал Джохар Дудаев всерьез заинтересовался опытом ОПЕК. Дело в том, что советская плановая экономика старалась избегать конкуренции предприятий, предпочитая развивать соцсоревнование на них самих. Вот и в Чечне был единственный в СССР завод по производству авиационных масел. И генерал по наивности решил, а почему бы немножко не побыть монополистом. Мол, если федералы будут возражать, так в России ни один самолет не взлетит — всем наступит полное эмбарго от Чечни…

Желающие поиграть с огнем (газом, нефтью, «мирным атомом») не переводятся.

Новости и материалы
Кадыров нелестно отозвался о западной военной технике и бойцах НАТО
В результате ДТП в Ингушетии пострадали 7 человек, включая 4 детей
Лидеров стран ЕАЭС накормили борщом с пампушками
Стилист Бородиной назвал «вчерашнюю укладку с кровати» новым трендом
Назван внешний признак психопатии у женщин
В Подмосковье ребенок на велосипеде попал под колеса «КамАЗа»
Сторонники Зеленского выразили недовольство награждением Залужного
В Британии признали успехи ВС РФ на Украине
Хлои Кардашьян заставила мужа трижды сдать тест ДНК из-за подозрений
Ученые обнаружили горячую суперземлю в соседней звездной системе
Стало известно, в каких случаях сладкая и жирная пища провоцирует рак
«Краснодару» предсказали болезненное падение в турнирной таблице
В Ульяновской области машина столкнулась с «Газелью», пострадали пять человек
В третьем российском регионе ввели режим ЧС в сельском хозяйстве
Захарова прокомментировала высылку военного атташе РФ из Лондона
Офицер США призвал Украину пойти на переговоры, чтобы избежать полного поражения
Исхудавшего нерпенка спасли на набережной в Петербурге
Назван самый дорогой футбольный клуб в мире
Все новости