Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дело журналистов

Отличить действия властей, вызванные «политической целесообразностью», от здорового преследования жуликов от СМИ на практике невозможно. Поэтому приходится относиться к уголовным делам против журналистов с большой осторожностью.

Сразу два не связанных друг с другом формальными обстоятельствами ареста журналистов по обвинению в шантаже и вымогательстве взятки могли бы подтолкнуть общественность к новым обвинениям в адрес режима. Зажим свободы слова, запугивание, преследование тех, кто занимается расследованием злоупотреблений власть имущих… Среди либеральной публики обвинять в этом режим принято. И в каком-то смысле обвинять его в этом правильно, поскольку свободу слова зажимают, журналистов запугивают, тех, кто имеет, что заявить по поводу злоупотреблений власть имущих, преследуют.

Но, говоря по справедливости, не стоит в каждом таком случае становиться в позу обличителя гонителей честной журналистики. Ни в коем случае не рассматривая конкретные обвинения против конкретных лиц, признаем, что само по себе выдвижение такого рода обвинений никакого удивления не вызывает. В том числе и среди журналистов.

Практика, распространенная в отечественной журналистике, предусматривает разнообразные злоупотребления. В их числе платное блокирование неблагоприятной информации, «абонентное обслуживание» предприятий и политиков, банальная скрытая реклама и т. п.

Другое дело, что такая замечательная практика требует полного взаимопонимания производителя «услуги» и его клиента — если его нет, то эту практику легко превратить в уголовное дело. Что и происходит все чаще и чаще.

Не скажем, что явление носит всеобщий характер. Однако даже если бы оно касалась, скажем, одной десятой изданий и публикаций, то уже привело бы к необратимой дегенерации всей отрасли. Мы же пока имеем дело, скорее, с обратной пропорцией. А значит, с серьезным обесценением основного актива, которым обладает любое средство массовой информации — достоверности его сообщений.

Распространение такой практики было, по-видимому, неизбежно. Этому способствовали и экономическое положение СМИ, и особенности ведения бизнеса. Впрочем, сказать, что это объяснялось именно национальными особенностями эпохи первоначального накопления, было бы несправедливо. Так же несправедливо, как и утверждать, что все одним миром мазаны, и мировая пресса так же продажна, как российская. Достаточно взглянуть на очень серьезные превентивные механизмы, встроенные в работу западных редакций (например, жесткий административный запрет на взаимодействие рекламщиков и журналистов), чтобы понять, что проблема, условно говоря, «заказухи» в разных формах там осознается и — с другой стороны — блокируется.

Среда, в которой привыкли действовать «черные» и «серые» операторы рынка СМИ, надо сказать, становится для них все менее комфортной. Пока что это происходит в основном в силу рыночной конъюнктуры.

Рост рекламных бюджетов СМИ и «обеление» их отчетности приводит к тому, что цены на размещение скрытой рекламы или, напротив, на блокирование невыгодных публикаций быстро растут, и, надо полагать, клиентам становится все менее выгодно прибегать к услугам журналистов и пиарщиков «специфического рода». Вот красноречивое признание в собственном блоге одного оператора, совмещающего эту деятельность с высокопатриотической пропагандой:

«Звонили ребята из разных СМИ, с которыми я работаю по размещалову. Цены подняли все. Причем довольно значительно. Расстроен».

(В данном случае не имеется в виду, что такой деятельностью занимаются только люди с одной стороны баррикад. Вовсе наоборот — с обеих. Просто искреннее признание прозвучало именно оттуда.)

Однако ожидать быстрого улучшения положения дел все же не приходится. Во-первых,

помимо изменения в конъюнктуре, потребуется, в частности, выработка и применение тех самых внутренних механизмов по отделению деятельности рекламщиков и PR-агентов от редакционной работы.

Это нечто прямо противоположное принятой пока в России схеме устройства редакции. Во-вторых, отличить действия властей, вызванные «политической целесообразностью», от здорового преследования жуликов на практике невозможно, а значит, мотивация сотрудников СМИ, вызванная страхом уголовного преследования, слишком замутнена. В-третьих, разрушенная репутация СМИ как отрасли и при удачных раскладах может быть восстановлена лишь со временем. А пока придется относиться к уголовному преследованию журналистов с большой осторожностью, воздерживаясь от поспешных выводов.

Новости и материалы
49-летняя звезда «Отчаянных домохозяек» опубликовала фото в бикини
Стало известно о планах президента Кубы посетить Россию
Виктория Боня рассказала о покупке новой лошади для дочери
Норвежский политолог заявил, что Украина будет терять больше территорий
В Краснодарском крае ликвидировали пожар на базе отдыха
«Краснодар» назвали размазней
Названы ключевые причины блокировки банками переводов населения
Семья Кейт Миддлтон «проходит через ад» во время ее лечения от рака
Ревнивый россиянин устроил стрельбу и прострелил женщине руку
Постпред КНДР в ООН посоветовал США и их союзникам не искажать реальность
«Это катастрофа!»: российский футболист рассказал, что его шокировало в Европе
Патриарх Кирилл не планирует встречаться с папой Римским
ВС РФ уничтожили ударный беспилотник Warmate в небе над Херсонской областью
На Украине признали бегство уклонистов в Молдавию
Южная Корея будет участвовать в киберучениях США
Балтийская сельдь оказалась под угрозой вымирания
Назван идеальный автомобиль для путешествий
Китай анонсировал учения в Желтом море
Все новости