На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Люди в некоторых странах защищали Конституцию с оружием в руках»

Региональные референдумы за восстановление выборности губернаторов, даже если будут заблокированы властью, создадут условия для разрешения правового кризиса в Конституционном суде.

Борис Надеждин, один из лидеров СПС и самых заметных либеральных политиков, комментирует тактику региональных референдумов, который Союз правых сил инициировал в 50 субъектах федерации, и правовые последствия попыток ЦИК и федеральной власти воспрепятствовать им.

— Александр Вешняков уже высказался по поводу вашей инициативы и указал на то, что региональный референдум по таким вопросам возможен, лишь если вопрос не урегулирован федеральным законом, а вопрос о назначении губернаторов прописан в федеральном законе. Каким может быть юридический выход из этой коллизии?

— Когда Вешняков слышит слово «референдум», так всякий раз говорит, что его нельзя проводить. И по монетизации нельзя, и по 131 закону нельзя, ни по чему нельзя.

Вешняков ссылается на федеральный закон о назначении губернаторов, который мне представляется антиконституционным. А в референдуме мы ссылаемся напрямую на Конституцию, в которой русским языком однозначно сказано, что «государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими (субъектами!) органы власти».

Во-вторых, нельзя установить такие общие принципы для регионов (что является предметом совместного ведения), которые предполагают прямое участие федеральных должностных лиц, например президента, в формировании органов власти субъектов. В принятом законе прописаны два таких пункта. Первый, это участие президента в представлении кандидатуры. А значит, без его участия сформировать исполнительную власть в регионе невозможно. Во-вторых, в этом же законе прописано, что если парламент не утверждает три раза представленного кандидата, то президент его распускает. Таким образом, закон наделяет президента страны прямыми полномочиями по формированию и расформированию органов власти субъектов федерации.

В-третьих, там есть очень важный момент, который остается непонятым, но я хочу обратить на него особое внимание. Дело в том, что президент Федерации по Конституции обладает определенным числом полномочий, в том числе кадровых. Все кадровые полномочия прямо записаны в Конституции (статья 83). Президент представляет кандидатуру премьера, председателя ЦБ, судей, прокурора. Даже про назначение полномочных представителей записано в Конституции. И эта статья не содержит слов «иных». Поэтому федеральным законом нельзя расширять кадровые полномочия президента сверх Конституции. Иначе мы можем далеко зайти, принять закон о том, что президент назначает всех — мэров, директоров колхозов, — как в Белоруссии.

Поэтому Вешняком считает, что федеральный закон запрещает, а я считаю, что Конституция разрешает. Наш спор может разрешить только один орган — Конституционный суд.

— Какова будет ваша тактика по организации референдумов и обращению в Конституционный суд?

— Сейчас в 50 субъектах Федерации начинается инициативная подготовка референдума. Дальше мы смотрим, что происходит. Скажем, в двух субъектах — в Подмосковье и Алтайском крае — избиркомы санкционировали дальнейшую работу по подготовке референдума. Очень хорошо, мы идем дальше в парламенты. В Кургане, например, отказали. Очень хорошо — идем в Курганский суд. Если в каких-то регионах мы добиваемся проведения референдума, то все хорошо. Я вас уверяю, что ответ будет положительным. Если мы где-то не добиваемся проведения референдума, то идем в суд: в областной, дальше — в Верховный и потом — в Конституционный.

Дело в том, что на сегодняшний день нет субъекта обращения в Конституционный суд.

В Конституционный суд не может обратиться кто угодно. Человек не может обратиться в КС по вопросу о соответствии федерального закона Конституции до тех пор, пока конкретным решением суда у него не будет отнято конституционное право. Напрямую в КС могут обратиться Государственная дума, Совет федерации, президент, парламенты субъектов.

— Как только закон был принят, говорили, что в Конституционный суд можно будет обратиться после того, как в каком-то субъекте губернатора назначат. Тогда кто-то из жителей может опротестовать это назначение в Конституционном суде, поскольку его лишили конституционного права избрать главу региона, заявить, что его права избирательные сокращены?

— Можно попробовать, но у меня есть гипотеза, что так не получится.

— Какой более путь реальный?

— Это то, о чем я говорил, как только нам в каком-то регионе областной суд запретит проводить референдум, то тут вступает в силу прямая норма закона о Конституционном суде. Суд применил федеральный закон в конкретном деле по заявлению физических лиц. Физические лица — это те самые инициативные группы, в которых уже сотни людей по всей стране. В этот момент они могут идти в КС. Но я, естественно, предпочел бы, чтобы в Конституционный суд пошли какие-то парламенты субъектов. Мы этим тоже занимаемся.

На самом деле у меня глубоко продуманная эшелонированная тактика. И о некоторых вещах я сейчас не готов говорить предметно, в том числе потому, что в ряде субъектов у нас идут переговоры с местными элитами по поводу того, чтобы все-таки провести референдум. Для меня идеальным вариантом было бы проведение референдума хотя бы в одном субъекте.

Если это происходит, то проблемы с Конституцией уже начинаются у Вешнякова и Путина.

— Идея вашего референдума основана на том, что федеральный закон не противоречит Конституции, но ваше мнение не имеет правовых последствий, так как неконституционным этот закон еще никто не признал.

— Это понятно каждому юристу, который его читает. А официальное мнение может быть только у конституционного суда.

В Конституции записано, что федеральные законы должны ей соответствовать и что она имеет прямое действие. В частности, суд обязан руководствоваться Конституцией, а не чем-то еще. Помилуйте, вы считаете, что как законопослушный человек должны выполнять любой самый бредовый закон, принятый Государственной думой и Советом федерации имени «Единой России»? Спасибо.

— Но мое мнение о том, что закон бредовый, еще не может служить основанием для того, чтобы его игнорировать...

— Люди в некоторых странах защищали Конституцию с оружием в руках, вопреки мнению парламента, который начинал ее нарушать.

Беседовал Евгений Натаров

Новости и материалы
Зеленского обвинили в намеренном затягивании урегулирования на Украине
Российские врачи пожаловались на постоянные переработки ради обычной зарплаты
Ученый рассказал, почему сильный иммунитет может провоцировать болезнь Альцгеймера
В Свердловской области на видео сняли, как люди разбились в серьезном ДТП с «Газелью»
ВККС разрешила завести дело на бывшего председателя суда Ростова-на-Дону
Около 105 тыс. попыток продажи небезопасной икры пресечено в России
В детсадах и школах российского региона вводят масочный режим
Кэти Перри впервые показала фото с возлюбленным-политиком
Найдена точная причина возникновения болезни Альцгеймера
Загрязнение воздуха ослабляет пользу тренировок, выяснили ученые
«Радиостанция Судного дня» выдала в эфир новый зашифрованный сигнал
Президентам США запретят воевать на Ближнем Востоке без разрешения
Под Гуляйполем российские военные практически уничтожили штурмовой полк
Психолог объяснила желание детей покинуть Россию после блокировки Roblox
Глава МИД ФРГ призвал Китай надавить на Россию
Россиянин избил жену и сломал ей нос после того, как она «плохо помыла духовку»
Британия модернизирует ВМС для защиты важных объектов
На Алтае поезд влетел в иномарку с пенсионерами
Все новости