На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Министерство гражданского общества

Создание общественной палаты позволит властям рассматривать в качестве общественных организаций лишь те, которые будут аккредитованы при ней, и даст формальное право препятствовать деятельности тех, которые при ней не аккредитованы.

В Государственную думу поступил проект закона «Об общественной палате Российской Федерации». Идея создания общественной палаты, напомним, была публично высказана президентом Путиным в одном пакете с «контртеррористической» политреформой, изменявшей порядок формирования парламента и порядок формирования исполнительной власти субъектов федерации.

Очевидное урезание демократических прав при замене выборности губернаторов их назначением было подслащено идеей в духе гражданского общества и общественного контроля.

Как и в вопросе о политических партиях, практические цели Кремля в отношении общественной палаты прямо противоположны декларированным. В принципе, и избрание депутатов исключительно по партийным спискам в Думу, и местные законодательные органы направлены на усиление роли партий в политической системе. Однако сегодня, когда Кремль и «вертикаль власти» жестко контролируют финансирование политической деятельности и фактически узурпировали такое финансирование для построения системы «управляемых партий», данное нововведение направлено на дальнейшую бюрократизацию политического процесса, на предотвращение попадания туда «случайных», не нужных власти лиц и групп.

Закон об общественной палате также лишь на первый взгляд выглядит заботой о гражданском обществе и повышении влияния общественных организаций.

Сам проект закона был разработан по заказу Администрации президента и призван бюрократизовать и поставить под контроль все проявления гражданской жизни. Госорганы получат решающие преимущества при формировании первоначального состава палаты, а значит — в составлении ее регламента и контроле ее деятельности в дальнейшем. Финансироваться деятельность палаты будет из государственного бюджета, т.е. в значительной степени с этой стороны также окажется зависимой от органов исполнительной власти.

В проекте закона прописываются права палаты на осуществление гражданского и общественного контроля. Однако в действительности согласно Конституции такими правами обладают любые самостоятельные объединения граждан, зарегистрировавшиеся в соответствии с законом. Цели и задачи палаты, как они описаны в законопроекте: общественный контроль, экспертиза законопроектов, выдвижение гражданских инициатив, — все это права и цели самих по себе общественных организаций граждан. А создание палаты — это попытка создания дополнительного фильтра.

Создание общественной палаты позволит властям рассматривать в качестве общественных организаций лишь те, которые будут аккредитованы при ней.

Если вы аккредитованы при палате — значит вы гражданская организация. И вас власть изредка, в специально назначенные дни и часы приглашает на прием и выслушивает. Если нет — увольте. Более того, скорее всего, чиновники под благостный разговор о поддержке гражданского общества будут трактовать в качестве общественных организаций, т.е. как некоммерческие, лишь аккредитованные при палате организации. Для остальных же получение грантов и пожертвований, равно как и осуществление собственной благотворительной и финансово-организационной деятельности, станет практически невозможным. А органы налогового и прочего правоохранительного беспредела получат основания для предъявления к ним претензий как к коммерческим организациям.

И в этом смысле закон об общественной палате — еще один элемент строительства псевдодемократии, где конституционные гражданские права рассматриваются исключительно как номинальные, а демократические институты трансформируются в средство бюрократического контроля.

Особенно комичным создание палаты выглядит на фоне бюрократизации самого парламента. В сущности, и гражданский контроль, и организация диалога между властью и обществом, и продвижение гражданских инициатив, организация общественной экспертизы законопроектов — все это функции нормального парламента, его фракций, комиссий и специальных групп, которые и взаимодействуют преимущественно с гражданскими организациями по тем или иным профильным проблемам, будь то экология, права человека, интересы профессиональных групп или защита инвалидов.

<1>Очередной парадокс российской жизни заключается в том, что нынешняя российская Дума фактически не выполняет собственных конституционных функций, все более превращаясь в филиал администрации президента, и в то же время создает не упомянутый в Конституции орган, призванный стать бюрократической инстанцией, ограничивающей конституционные права граждан на самостоятельное объединение в гражданские и общественные организации.

Новости и материалы
В США раскрыли детали плана Зеленского бежать с Украины
В Минобороны назвали количество сбитых за ночь украинских дронов
В МЧС рассказали, сколько человек эвакуировали из горящего колледжа в Новосибирске
Шойгу назвал условие для поддержания стабильности и безопасности в Евразии
В России раскритиковали сокращение рабочего дня до шести часов
Позиция России по одному вопросу крайне удивила Китай
Аэропорт Чебоксар временно ограничил свою работу
На Украине признали, что Зеленский подрывает мирный план Трампа
Лариса Долина прошла психиатрическую экспертизу
Россияне этой осенью активно заказывали товары для здоровья и отдыха
Мошенники стали похищать через детей деньги родителей под предлогом разблокировки Roblox
В России ожидают, что самозанятых будут реже брать на работу
Большинство россиян не собираются продлевать новогодние каникулы за счет отгулов
Осужденный по делу Долиной обжаловал приговор
Диетолог назвала полезный вариант холодца
СМИ сообщили, когда ЕС объявит о решении по активам России
«Долги делятся на двоих»: депутат поддержал уведомление второго супруга о кредитах
Силы ПВО сбили в Тульской области украинский дрон
Все новости