Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Заветы экспроприатора

Неверно было бы думать, что нынешняя власть тяготеет к идеям социализма. Нет у нее никаких вообще идей. А предшественники есть. Например, Ленин.

В рамках повышения роли религиозно-духовного наследия в становлении нового российского общества не стоит забывать о том, что подобный подход вполне применим и в сугубо экономической тематике. В частности, о соответствующих воззрениях и планах новой элиты писал пророк Екклезиаст свои оптимистические строки: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

При наблюдении за вектором развития событий в нашей экономике возникает некое ощущение deja vu: обо все об этом уже говорилось или писалось много раз!

Тема государственно-монополистического капитализма была очень популярна в экономической публицистике на рубеже 80–90-х годов, когда обсуждалось, что же за строй мы построили и что представлял собой «развитой социализм». Сейчас, несмотря на смену дискурса, можно все-таки попытаться задаться вопросом: а что же строится в настоящее время?

В 80-е годы еще популярно было обращаться к каноническим тогда источникам — трудам классиков марксизма-ленинизма. Сейчас не так модно, хотя в них мы найдем вещи, удивительно подходящие к тому, что делается за окном, и лозунг советских времен «Ленин и теперь живее всех живых», может быть, достаточно адекватен началу XXI века, России времен Владимира Путина.
Накануне революции Ленин написал несколько работ, где огромное внимание уделялось необходимости взятия в государственную собственность монополизированной собственности и инфраструктуры. Знаменитое «социализм — это учет и контроль» — из тех времен. В своей программной работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», написанной в сентябре 1917-го, Ленин выдал по пунктам программу установления системы госконтроля над экономикой. Вот ее основные пункты («главнейшие меры»): 1) Объединение всех банков в один и государственный контроль над его операциями или национализация банков. 2) Национализация синдикатов, т. е. крупнейших, монополистических союзов капиталистов (синдикаты сахарный, нефтяной, угольный, металлургический и т. д.). 3) Отмена коммерческой тайны.

Если начать со второго пункта этой программы, то даже и писать ничего не надо. Все слова уже сказаны, и можно в соответствии с традициями постмодернизма просто цитировать Владимира Ильича: «Надо… объявить войну нефтяным королям и акционерам, декретировать конфискацию их имущества и наказание тюрьмой за оттяжку национализации нефтяного дела». Чего тут комментировать?

Можно обойтись, конечно, и без декретов, а все обыграть при помощи псевдоправовых процедур и Басманного суда. Но это все мелочи. То, что гарант давеча сказал, что государство не заинтересовано в национализации ЮКОСа, никого не обмануло. То, что бюрократия стремится к контролю над ТЭКом, ни для кого тайной не является. А то, что это не будет описываться терминами с корнем нацио-, так это, пожалуй, и правильно. Сомнительно, чтобы нация имела к этому хоть какое-то отношение и могла бы рассчитывать на бенефиции.

Насчет банков и коммерческой тайны — это практически один вопрос. Последствия банковского кризиса весны--лета этого года неоднократно обсуждались и комментировались. Ни для кого не секрет, что последствиями стало усиление позиций государственных Сбербанка и Внешторгбанка. Покупка последним за $30 тыс. ГУТА-банка, на каковую операцию Банком России было выделено $700 млн, тоже продемонстрировало, как можно в деле национализации обходиться без всяких декретов. Кстати, если уж говорить о государственном участии в банковской системе, то упомянутые два банка — это ведь далеко не все. Есть еще государственные Российский банк развития и Россельхозбанк. Есть Газпромбанк, который не государственный в той же степени, в какой государство не заинтересовано в национализации нефтяных компаний. А ведь это только верхушка.

Реально через свои основные, уже упомянутые банки и компании государство контролирует еще не один десяток кредитных учреждений.

<1>Статистика о доле государства в банковском секторе отсутствует, но она очень немаленькая. Время от времени от имени правительства делаются декларации о возможной приватизации госбанков, о том, что правительство или Банк России расстанутся со своими пакетами, но все это не выходит за рамки туманных рассуждений, под сладкое журчание которых реальный вектор развития банковской системы разворачивается в прямо противоположную сторону. Действительно, зачем государству лишаться такого важнейшего инструмента контроля за экономикой и ее денежными потоками?

Коммерческая (в нашем случае банковская) тайна — в том же ряду. Пакет мер по борьбе с терроризмом, замечательным образом включивший в себя изменение принципа формирования исполнительной власти в субъектах федерации, не мог не коснуться банковской системы. Если относительно губернаторов вроде ни у кого нет сомнения, что реформы эти имеют отношение к чему угодно, кроме терроризма, то у обывателя может сложиться мнение, что уж в банковской сфере все как-то по иному. Сколько раз все уже слышали возгласы о том, что следует отрезать террористов от источников финансирования. А какие каналы перевода денег? Правильно, банки. Приходит платежка в банк от Усамы бен Ладена с поручением перевести Ш. Басаеву некоторую сумму у. е. на осуществление террористической деятельности. А у нас — закон, что банк кому надо донесет, и канал прикроют. И спецслужбу под это дело создали. Чушь какая-то. Пока что относительно действенности мероприятий перекрытия финансовых потоков только вот и поступила информация, что какую-то парикмахершу в Грозном взяли. А все не унимаются. На 2005 год из 13 запланированных мероприятий, посвященных совершенствованию банковской системы, 4 опять про террористов, а еще 6 — про усиление все того же учета и контроля с упоминанием Уголовного кодекса. Террористов, наверное, не выявят, а шаги к тотальному контролю за финансовыми операциями делаются.

Впрочем, вряд ли, господа из нынешней администрации штудируют классиков. И вряд ли мы увидим полное собрание сочинений В.В. Путина, в которые будут включены конспекты с глубокомысленными пометками на полях типа «Sic!» или «Nota bene», которые часто служили объектом иронии со стороны позднейших критиков Владимира Ильича. Неправильно было бы думать, что теперешняя российская власть тяготеет к идеям социализма. Нет у нее никаких идей. Тот же Ленин писал, что развитие государственно-монополистического капитализма, в зависимости от субъекта контроля, может привести общество вовсе не к вожделенному светлому будущему, а к засилью реакционной бюрократии. И правильно писал, так и все и получается.

Новости и материалы
Журналисты рассказали о споре Шольца и Макрона из-за Украины
Неизвестный напал на ребенка возле общежития в Кемерове
Глава Минпросвещения: школьниц в Воронеже не заставляли раздеваться
Против Дидди могут выдвинуть уголовное обвинение
Названа дата рассмотрения второго дела «крабового короля» Кана
Лифт с женщиной и ребенком сорвался в многоэтажке Нижневартовска
Глава Дагестана назвал причину кризиса в энергетическом комплексе
Боня произвела фурор в Монако: «На меня напрыгнули все девушки»
В КНДР назвали отправку навоза свободой самовыражения и «даром искренности»
Участник СВО из батальона «Шторм» попытался изнасиловать пожилого врача в госпитале
Суд ЕС оставил в силе санкции против российского бизнесмена Винокурова
В Молдавии прошли протесты против визита госсекретаря США Блинкена
Канада сообщила, что не препятствует ударам ВСУ по территории России
Семью оштрафовали на десятки тысяч долларов за сбор ракушек на пляже
Четверо подростков избили и ограбили мужчину в Краснодаре
Сальдо сообщил об обстреле поселка под Херсоном
В Госдуме связали заявление Трампа о бомбежке Москвы с его эпатажем
Путин поручил обеспечить на Кубани создание объектов утилизации ТКО
Все новости