Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Профессия — Рассадин

Телекритик

О смерти Станислава Рассадина, писателя от Бога, не сообщит в программе «Время» Екатерина Андреева. И другие программы вряд ли сообщат. Он, к счастью, не был медийным лицом вроде Виктора Ерофеева (представляю, как бы его разозлило это сравнение), чьи очередные жены или книги непременно обсуждаются в кадре. Но сама смерть Станислава Борисовича именно сегодня, когда в связи с псевдодокументальными поделками типа «Анатомии протеста» в обществе вновь поднялся разговор о профессии, представляется мне симтоматичной.

Рассадин во всем, чем бы он ни занимался, будь то критика и литературоведение или публицистика и эссеистика, оставался профессионалом высочайшей пробы. Начинал в конце пятидесятых, на исходе оттепели, накануне очередных заморозков.

Уже в своей первой статье в «Литературной газете» он, задев тогдашних литературных генералов (Проскурина, Софронова, Иванова, Алексеева), навлек на себя их чудовищный гнев.

Теперь можно ополчиться в интернете всем миром на НТВ (вполне заслуженно), проводить митинги у Останкино, бойкотировать канал, печатать списки авторов программы «Анатомия протеста», но все это не страшно. Списки, переходящие в эпилоги и даже некрологи, так и останутся всплеском эмоций оскорбленных в лучших своих чувствах людей. Они ведь знают, что вышли на площадь не за деньги и печенье, как утверждал фильм, но для защиты собственного достоинства. А вот рык тех литературных генералов тотчас оборачивался запретом на профессию.

Молодой, но уже популярный критик ушел из газеты во внутреннюю эмиграцию — он занялся классикой. Рассадин стал писать книгу «Драматург Пушкин», не надеясь на публикацию, в стол, как тогда говорили. Тем не менее книга эта чудом вышла и стала эталонной для нескольких поколений и читателей, и пушкинистов. А дальше пошел Фонвизин, Сухово-Кобылин, позже Мандельштам, поэты Серебряного века — много чего было. Не было только одного — измены себе и профессии. А если и случались мелкие не то чтобы грешки, но некоторые отступления от высокой литературы, скажем, книга о декабристе Горбачевском, написанная Рассадиным для серии «Пламенные революционеры» (где-то же надо было зарабатывать деньги), то и это искупалось безмерной личной одаренностью.

Когда настало новое время, в нем опять не осталось места для Рассадина. Впрочем, книги выходили, и в большом количестве, но резонанс был уже другой. Тем не менее Станислав Борисович продолжал работать так, как работал всю жизнь, то есть ни на йоту не изменяя себе.

Все упиваются авангардом и постмодерном, а Рассадин пишет статью «Голос из арьергарда».

Подставился, услышал град упреков, обвинений, оскорблений и пошел дальше. Последние пятнадцать лет, когда тяжелая болезнь медленно, но верно отвоевывала его у жизни, он работал, как раб на галерах: писал книги, сочинял мемуары, служил штатным обозревателем в «Новой газете».

Всю жизнь Рассадин, обладающий безукоризненным литературным вкусом, открывал новые имена. Достаточно представить перечень тех, о ком он первым написал, чтобы стала ясной и эта грань его дарования: Окуджава, Аксенов, Искандер, Чухонцев. Но вот ирония судьбы!

Единственное, чего стеснялся Станислав Борисович, так это авторства термина «шестидесятники», который теперь его прославил. Вот Достоевский, говорил он, гордился тем, что ввел в русский язык слово «стушеваться», а мне достались всего лишь «шестидесятники».

Статью в последнем номере журнала «Юность» за 1960-й год он считал самой глупой и неточной. Автор полагал, что «шестидесятники» — это псевдоним времени, когда не было конфликта поколений. Те же молодые Аксенов с Окуджавой прекрасно уживались с маститыми Паустовским и Чуковским. И только потом, значительно позже, этот термин заиграл новыми красками в качестве ругательства. Наверное, Рассадин последний или один из последних литераторов, который относился к тексту пылко и чувственно, как к живой плоти.

Можно только вообразить, как бы его насмешила мышиная возня вокруг журналистской профессии, развернутая на просторах интернета после мерзкого, тошнотворного фильма «Анатомия протеста». Взрослые люди с именами, переодевшись в белые ризы, обсуждают, кого отлучать от профессии, а кого нет, кто должен уйти с НТВ, а кто остаться. Будто забыли: грань дозволенного в профессии решается не коллективно, а индивидуально. Если пишущий или снимающий пересекает эту грань, то он сам себя отлучает от профессии. Да, это разговор по гамбургскому счету, а другой и не интересен.

Урок Рассадина в том, что он всегда прислушивался к себе и делал только то, что считал нужным. Его нельзя было сломать, заставить пересмотреть взгляды, отлучить от кормушки, к которой он никогда не был прикреплен. Потому он, в высшей степени скромный человек, имел право в ответ на вопрос интервьюера о том, какова же все-таки его профессия, твердо ответить: профессия — Рассадин.

Новости и материалы
Подросток из Екатеринбурга угрожал сверстникам стрельбой в школе
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
Все новости