Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Верните Ильина философии!

Русский философ Иван Ильин любил выражаться высокопарно. За что заслужил у Петра Струве прозвище «ритор». В русской философской среде в ходу были ожесточенные споры, в том числе на политические темы. Но с Ильиным, как человеком пафосного устройства, особо и не спорили, больше обращая внимание не на содержание, а на форму его публичных текстов: «И. А. Ильин… произнес по своему обыкновению красивую патетическую речь; он восхвалял моральную красоту белого движения как борьбу за право «умирать за родину»… Даже научные речи строил по типу проповедей и филиппик». Это из воспоминаний Семена Франка.

Более полувека прошло после смерти Ивана Ильина, выдающегося знатока Гегеля, и вдруг началась его вторая жизнь — он стал Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом и В. И. Лениным сегодня. Скоро его начнут заучивать наизусть в школах, впишут названия произведений во все методички «Единой России», будут насаждать, как картошку при Екатерине, и развешивать по лекционным залам портреты с пронзительным взглядом умных глаз, почти ленинской бородкой и лысиной. Философский пароход вернулся для Ильина вместе с его архивом, выкупленным предпринимателем Виктором Вексельбергом. Вернулся каким-то пародийным путем — вслед за яйцами Фаберже. Вернулся, как уже отметили наблюдатели, в качестве подношения Кремлю.

Тут и особой чуткости не надо. Когда Ивана Ильина, как раньше классиков марксизма, цитируют то президент, то генеральный прокурор, сразу становится понятно, кто у нас законодатель мод в идейно-духовной сфере.

До президента и генерального прокурора его цитировал Александр Руцкой… Немного — губернатор Михаил Прусак. И... угадали, угадали: Михалков Н. С. на одном из Госсоветов ребром ставил вопрос о перезахоронении философа на родине: «Если мы это не сделаем, это сделают те, кто будет на этом политический капитал набирать».

Шутки в сторону, Ильина современные государственные идеологи как лучшего, талантливейшего философа эпохи нащупывали долго, еще год назад его философия не вполне совпадала с умственным мейнстримом. Зато теперь государственная власть доросла до Ильина, и если почитать некоторые его тексты, то диву даешься, насколько точно, хотя и витиевато, с надрывом была изложена им логика того, что нынче зовется «суверенной демократией». Ивана Ильина, особенно его позднюю публицистику, в которой и «мировая закулиса» есть, строящая планы расчленения России, современный политик может цитировать тоннами и километрами — и все будет в рамках сегодняшней генеральной линии, идеологии правого, временами слишком правого консерватизма с его проповедью всего народного, единого и неделимого, восточно-православного. И обязательной критикой «национального образованного слоя» (привет Г. О. Павловскому), этой самой интеллигенции, которая «беспочвенна и лишена государственного смысла и воли», «религиозно мертва, национально-патриотически холодна и государственно безыдейна».

Несчастного пассажира философского парохода, с которым никто даже не носился так, как, например, с Бердяевым, о чьем здоровье иной раз беспокоился сам Дзержинский, которого в равной степени преследовали Советы и гестапо, сегодняшняя государственная власть взяла и отняла у националистов-хоругвеносцев, как любимую игрушку. Впрочем, еще хуже другое — превратив Ивана Александровича Ильина в икону, власть отняла его у философии. А в истории философии Ильин остается не как идеолог русского национализма, а как лучший русский интерпретатор Гегеля, автор оригинальных работ о правосознании, о соотношении права и силы («Сопротивление злу силой и мечом позволительно не тогда, когда оно возможно, но когда оно необходимо, потому что нет других средств»), апологет частной собственности.

Пока не поздно, хорошо было бы снять Ильина с политического плаката и вернуть в более привычную книжную среду. Отнять у политиков и отдать философам.

Перестать вырывать из контекста и вернуть в контекст — слишком многосложный и многослойный, чтобы его можно было использовать в предвыборной агитации.

Есть такой замечательный исторический анекдот-быль. В 1955 году декан философского факультета МГУ Молодцов громил молодых философов Ильенкова и Коровикова, обвиненных в «гегельянстве»: «Куда нас тащат Ильенков с Коровиковым? Они тащат нас в область мышления!» Аудитория немедленно ответила: «Не беспокойтесь, вас туда не затащишь!» Так вот Ивана Ильина вытаскивают из области мышления в мир примитивных политических ярлыков. И потому демонстративно-политическим выглядит столь странное возвращение его архива на родину.

Дело сделано. И теперь Ильина Ивана Александровича надо вернуть в область мышления.

Новости и материалы
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
EA подняла цены на свои игры в турецком PS Store выше 10 тысяч рублей
Россиянин год «инвестировал» деньги в бизнес знакомого и лишился 18 млн рублей
Армения готова обсудить закупки газа с Азербайджаном
Лукашенко сравнил Украину с «наркоманом» на коротком поводке
Все новости