Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Отечества столпы

Заведующий отделом экономической политики издательского дома «КоммерсантЪ»

Никогда еще основной сюжет борьбы за власть в России не был столь прост и безнадежен, как в марте 2009 года. В числе множества благодеяний, которым жители РФ обязаны столь неприятному господину, как Мировой Финансовый Кризис, налицо и полная неопределенность в том, что будет происходить с российской политической действительностью в перспективе ближайших 4–5 лет. Конечно,

дело не столько в кризисе – острый дефицит каких-либо идей относительно будущего как экономики, так и политики в РФ наблюдался и год назад.

Достаточно было убрать всего одну деталь в благополучии – речь идет даже не о цене на нефть. Деталь эта – приток иностранных инвестиций в экономику РФ. И она действительно сломалась по не зависящим от России причинам. При этом даже самые горячие головы в Кремле осознают, что очередь на замену детали слишком длинна, чтобы рассчитывать на быстрый выход на тот же участок трассы наперегонки с коллегами по BRIC, щедро спонсируемые международными инвесторами с 2001 года после кризиса доткомов.

По иронии судьбы именно в разгар споров о суверенности российской демократии экономика РФ процветала в результате игры, в которой наши компании были в большей степени объектами, нежели игроками. По крайней мере, никакой серьезной экспансии игроков из России за пределы своей территории, если не считать случайных покупок акций австрийской Strabag и швейцарской Oerlicon, за годы процветания не обнаружено. Бум 2005–2008 годов почти целиком строился на допуске к растущему рынку РФ иностранных инвесторов – от банков до инвесторов на IPO. Государству на этом фоне оставалось лишь заниматься в меру желания сбором растущих в объеме налогов, умеренным реформированием законодательства и необязательным мифотворчеством о светлом будущем, которое ждет страну на этом необременительном пути. Теперь же время оказавшейся столь выгодной для РФ глобализации экономики, как выяснилось, практически закончилось.

То, что будет происходить с российской внутренней политикой в отсутствие внешнего интереса к ней, предсказать невозможно. И недавняя статья руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера о роли и месте идеолога «суверенной демократии» замглавы администрации президента Владислава Суркова в органах власти РФ не выглядит неожиданной ни по форме, ни по содержанию. Как и невиданная по прежним временам дерзость вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса в адрес министра финансов Алексея Кудрина: как сообщил «Деловой Петербург», в беседе с представителями Американской торговой палаты областной чиновник назвал Кудрина и его подчиненных «тупоголовыми финансистами», захватившими власть, а текущий курс Минфина охарактеризовал как «фигню», от которой «волосы встают дыбом». Оба критика (один — высокопоставленный чиновник в прошлом, другой – действующий), без сомнения, осознают, кто есть кто в табели о рангах и на какие устои они покушаются своими дерзостными речами. И оба, по крайней мере, чувствуют, что изменилось в системе власти за последние месяцы.

На суверенность демократии в РФ, как бы об этом ни просили, никто не собирается покушаться иностранными инвестициями еще года три-четыре. Самое время подумать, куда, собственно, рулить самостоятельно, на своем бензине и без унизительного, хотя и малозаметного диктата идеи инвестиционной привлекательности.

Неопределенность, царящая в головах российских чиновников, делает поле российского будущего удивительно просторным и пугающе пустым.

Если ранее Алексей Кудрин и Владислав Сурков оставались двумя идеологическими столпами российской власти 2000–2008 годов, то в дивном новом мире России 2009–201… эти места им не гарантированы.

Причины этого можно смело определять как внешнеполитические. Если до осени 2008 года почти все происходящее в РФ так или иначе определялось «магнитным полем» мирового финансового рынка и реакцией на него российских игроков, то теперь электромагнит, генерировавший «поле», практически обесточен. Большинство действий, которые в РФ можно предпринять в ближайшие годы, являются ее внутренним делом.

Не успев стать столпом мировой финансовой системы, Россия с ее внутренним рынком и его политической инфраструктурой интересует мир примерно в восьмую очередь после США, ЕС, Китая, Юго-Восточной Азии, Индии, Австралии, Канады, то есть примерно наравне с Латинской Америкой. Накала страстей вокруг российского внешнего долга нет – даже корпоративные дефолты компаний РФ, крайний сценарий, не вызовут потрясений больших, чем экономические проблемы Аргентины в 90-х или Бразилии в 70-х. Живите, как хотите, пока в ЕС поступает газ – все это ваши проблемы: так с начала 2009 года в целом формулируется внешняя стратегия большей части мира по отношению к почти уже региональной сверхдержаве, перспективному мировому финансовому центру и претенденту на построение полюса мультиполярного мира – Российской Федерации. Хотите общаться – идите сюда, вот кресло в workshop между ЮАР и Южной Кореей, рабочий язык – английский, без перевода.

И все бы ничего, если бы в России государство, а точнее – составляющие его чиновники, обладающие действительно существенной властью, умели формулировать свои цели и задачи на какую-либо перспективу без внешнего фактора. Даже «план-2020» (на деле, есть люди, которые его читали) можно считать документом вполне бессмысленным, если аккуратно убрать оттуда международные сравнения. Увы, ни визит на прошлой неделе делегации РСПП в столицу мировой власти Вашингтон, ни участие вице-премьера Алексея Кудрина во встрече министров финансов G20 в Лондоне не дали российской власти ответа на вопрос, что закладывать в скорректированный «план-2020» в новых условиях, как жить и чего ждать. Подчиненные Барака Обамы на российских эмиссаров в целом смотрели с недоумением, дискуссия в Великобритании свелась в основном к регулированию отчетности по забалансовым обязательствам и рынка CDS – в России и то и другое экзотика.

Мнение о России как об «ошалевшей от нефтедолларов клептократии», походя высказанное Economist в феврале, не столько обидно, сколько показывает реальный масштаб российских проблем для мира:

стратегически важных для кого-либо «клептократий» существовать не может, такой режим возможен лишь на периферии обитаемого мира, даже если это определение — ошибка. Ну, перепутали с Нигерией, невелика беда. И эти люди год назад называли Россию самым перспективным рынком мира?

То, что именно Алексей Кудрин и Владислав Сурков, лица, в основном определяющие внутриполитические действия власти (первый – вопросы госфинансов и налоговой системы, второй – вопросы госпропаганды, партийного строительства и взаимодействия с региональными властями), стали двумя ключевыми составляющими власти в РФ, чье наличие на своих постах и определяет «неизменность внутренней политики» Владимира Путина, неслучайно. Третий столп этой системы в Белом доме, Игорь Сечин, не скрывает, что все его действия – часть внешнеполитической игры российской власти на нефтяном направлении. Алексей Кудрин отвечает в этой схеме за экономическую стабильность (определявшуюся, как мы видим, внешним инвестпритоком), Владислав Сурков – за политическую, определявшуюся желанием самой жесткой реакции на внешние «угрозы».

В последнем случае это особенно очевидно: несложно понять, что подавляющее большинство тезисов о том, в чем состоят национальные цели и задачи России, сформулировано в последние годы в диалоге не с населением РФ (государство у нас отделено от общества еще в середине 90-х, и пока ни беды, ни победы власти этой ситуации не изменили), а в полемике с внешним миром. Особенно это характерно для «нулевых» годов, в которые большая часть российских институциональных изменений – от налоговой реформы до фактического запрета независимой политической деятельности – двигались не столько внутренней потребностью властной элиты в таких реформах, сколько стремлением сопротивления или кооперации по отношению к внешнему миру.

Призрак «оранжевой революции», бродящий по окрестностям бывшего СССР в непосредственной близости от госграницы, пугал Белый дом и Кремль не столько потерей активов под контролем, сколько неистребимым иностранным акцентом. На этом языке мы не говорим, мы его не знаем. Боязнь этого акцента, к слову, присуща почти всем без исключения представителям российской власти. Геополитические опасения Егора Гайдара, предубеждение перед иностранцами-«стратегами» в экономике Анатолия Чубайса, «крепость Россия» Игоря Сечина и опасения китайской экспансии на Дальний Восток Владимира Путина – одно и то же явление.

В России потеря власти всегда видится как внешняя, а не внутренняя опасность – пломбированному вагону, ордынскому ярлыку или польскому интервенту всегда больше веры, чем бунту крестьян или военному перевороту.

Неудивительно, что именно вокруг трех фигур – Суркова, Кудрина и Сечина – и концентрируется напряжение в последние месяцы во властной элите, которая за их вычетом, впрочем, никакой идеологии не имеет и иметь не желает. В схеме работы власти в России уже не важны ни Владимир Путин, ни Дмитрий Медведев, ни Роман Абрамович, ни «Единая Россия» — достаточно пересмотреть место хотя бы одной из трех указанных фигур во власти, чтобы иметь дело с новой, другой властью. В то же время три фигуры – последнее, что обеспечивает ей стабильность, которая уходит из-под ног, несмотря на то, что нефти и денег — почти столько же, сколько два--три года назад.

Новости и материалы
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
Все новости