Со стапеля судостроительного комплекса «Звезда» во вторник был спущен на воду первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах».
Он предназначен для перевозки нефти в неограниченном районе плавания и спроектирован с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности: главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам.
Длина судна «Владимир Мономах» – 250 метров, ширина 44 метра, дедвейт 114 тысяч тонн, скорость 14,6 узлов, ледовый класс ICE-1А.
В портфеле «Звезды» уже 12 заказов на суда такого типа.
Спуск на воду первого судна на «Звезде» — уникальная операция. Это произошло с помощью транспортно-передаточного дока «Вымпел» — одного из самых крупных в России. Подготовка к спуску заняла почти сутки. За это время танкер накатили судопоездом с открытого тяжелого достроечного стапеля на плавучий док, а затем вывели в акваторию.
История строительства танкеров данного типа началась с визита Президента РФ Владимира Путина на ССК «Звезда» в сентябре 2017 года – именно тогда состоялось подписание пакетного соглашения о проектировании, строительстве, техническом надзоре, эксплуатации и подготовке экипажей 10 танкеров класса «Афрамакс».
Закладка первого танкера класса «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тонн также состоялась в присутствии Путина в сентябре 2018 года.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов заметил, что большинство российских верфей были заложены зачастую ещё при царе или в раннее советское время, поэтому несут огромное количество «родимых пятен» старой, неэффективной инфраструктуры.
«А вот со «Звездой» — обратная ситуация. Верфь создана с нуля, у неё будет самый совершенный, самый большой на постсоветском пространстве сухой док, уникальные краны «Голиаф», молодой творческий коллектив, огромное количество различного рода машиностроительного оборудования, как отечественного, так и закупленного за рубежом. Поэтому такие сложные сооружения, как танкеры «Афрамакс» и атомные ледоколы «Лидер», пожалуй, в надводном судостроении в настоящий момент может исполнить только эта верфь», — отметил Пухов.