Соглашение о Новом банке развития было подписано в бразильском городе Форталеза в июле прошлого года на VI саммите стран БРИКС. Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР выступают учредителями банка. Страны БРИКС договорились ратифицировать соглашение о банке на уровне национальных парламентов.
Проблем с ратификацией, по крайней мере в российском парламенте, не будет. Ранее предметом спора между учредителями был только размер странового взноса в банк, но принципиальный подход сохранился: взнос должен соответствовать размеру экономики страны. Это традиционный подход, действующий, например, в Евразийском экономическом союзе. В нем основной донор – Россия, в БРИКС основную финансовую нагрузку возьмет на себя Китай – вторая экономика мира. Штаб-квартира банка откроется в Шанхае.
Разрешенный к выпуску капитал Нового банка развития составит $100 млрд, распределенный – $50 млрд, в том числе оплачиваемый – $10 млрд и оплачиваемый по требованию – $40 млрд, который распределяется между странами БРИКС в равных долях.
Голосование при принятии решений будет производиться в соответствии с долями членов в капитале банка. Как предполагается, Китай внесет в фонд $41 млрд, Бразилия, Индия и Россия — по $18 млрд и ЮАР — $5 млрд. Решения совета управляющих банка по ключевым вопросам деятельности будут приниматься большинством голосов государств-учредителей.
Спецбольшинство потребуется, например, для принятия новых членов банка, пересмотра размера и структуры капитала, приостановки членства, прекращения деятельности банка и распределения кредитов.
Кредиты будут выделяться на инфраструктурные проекты и проекты устойчивого развития в государствах — членах БРИКС и в других развивающихся странах. Это порты и дороги, телекоммуникационные сети и т.п.
«Банк будет инвестировать там, где частных средств не хватает, как может не хватать и средств отдельных стран БРИКС», — поясняет источник «Газеты.Ru» в МИД РФ.
Создание БРИКС было инициировано в 2006 году президентом Владимиром Путиным, а предложение о создании собственного международного института развития для стран с развивающейся экономикой впервые прозвучало на саммите БРИКС в Южной Африке три года назад. Новый банк развития претендует на то, чтобы стать прямым конкурентом Международному валютному фонду. По крайней мере, на это намекали участникам саммита в Форталезе члены российской делегации.
Россия неоднократно заявляла, что ее не устраивает схема формирования квот и распределения голосов среди членов МВФ. Аналогичные претензии к распределению голосов в фонде имеются у других крупнейших развивающихся экономик мира — Китая, Бразилии, Индии. Эти страны готовы увеличить размер взноса в МВФ и получить больше влияния на принятие решений. Решение о реформировании МВФ было принято еще в 2010 году и должно было завершиться в 2014-м. Взнос России в МВФ – $3,4 млрд в соответствии с квотой в 2,4% в общем капитале фонда. Блокируют реформу фонда США – самый крупный пайщик фонда (17,7%).
Еще один стимул для наращивания влияния Нового банка развития – выбор некоторых проектов, которые финансирует МВФ. В апреле 2014 года совет директоров МВФ одобрил кредитную программу stand-by для Украины в объеме $16,67 млрд, рассчитанную на два года, в рамках которой перечислил сначала $3,2 млрд, второй транш составил $1,4 млрд.
Неудивительно, что, не добившись реформы МВФ, Россия и лояльные ей партнеры решили создать свой мини-МВФ – Новый банк развития. До сих пор БРИКС был неформальным объединением, не имеющим даже своей штаб-квартиры. Теперь, когда речь идет о создании финансовых структур, имеет смысл и увеличить количество участников, например за счет Аргентины, и нарастить свой политический вес, отмечают эксперты. В соглашении о создании НБР говорится, что к банку могут присоединиться и другие страны — члены ООН. Но доля стран — членов БРИКС в капитале банка в любом случае не должна размываться ниже 55%.
Не отказалась Россия и от создания пула условных валютных резервов БРИКС с целью стабилизации национальных рынков капитала во время кризиса в мировой экономике. Об этом Путин заявлял на встрече лидеров государств БРИКС, которая прошла на полях саммита G20 в австралийском Брисбене в ноябре прошлого года. Российский лидер напомнил, что суммарный объем капитала банка и фонда валютных резервов составит $200 млрд.
«Страны — участницы БРИКС действительно заинтересованы в совместном блоке в первую очередь для обретения большей независимости от нынешних международных институтов, таких как Всемирный банк и МВФ, действующих в основном в интересах США», — говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Впрочем, не факт, что Новый банк развития сможет реально конкурировать с МВФ, насчитывающим 188 членов (против пяти членов НБР) и размер капитала, стремящийся к триллиону долларов ($100 млрд у НБР).
Препятствием к реальной конкуренции с МВФ сможет стать и некоторая аморфность БРИКС и его структур, также рекомендательный характер решений руководящих органов организации, указывал ранее известный политолог, эксперт Высшей школы экономики Сергей Караганов. «БРИКС – это прежде всего политический клуб крупнейших экономик не западного мира, а уже во вторую очередь экономический союз», — считает Караганов.
БРИКС уже показал миру, что власти Евросоюза, США и G7 есть альтернатива, как в сфере финансов, так и в сфере развития международных институтов, сказал «Газете. Ru» Джейшри Сенгупта, старший научный сотрудник Observer Research Foundation в Нью-Дели, Индия. Но сейчаc страны БРИКС озабочены спадом своих экономик. Из стран — членов БРИКС экономика растет только у Китая и Индии. Экономист Ecstrat Джон Пол Смит отмечает, что за последние годы средний темп роста ВВП всех членов БРИКС снизился более чем на 2 п.п. В России эксперты ждут рецессии на уровне 0,8–4% из-за санкций, падения цен на нефть и ухудшения инвестиционного климата.
Если так дела пойдут и дальше, то от БРИКС может остаться только ИК, говорит экономист Джим О'Нил, экс-глава «Голдман Сакс» и автор аббревиатуры БРИКС. Если ближайшие три года для Бразилии и России будут такими же, как прошлый, в 2019 году так и будет, цитирует O'Нила агентство Bloomberg.