Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

России прописали рост по правилу

Международный валютный фонд представил три сценария развития экономики России

Госраcходы больше не способны обеспечить рост экономики России, уверены эксперты Международного валютного фонда. Антикризисная модель развития за счет спроса не срабатывает. Нужны инвестиции в производство в сочетании с фискальной дисциплиной вплоть до ужесточения бюджетного правила. Едва ли правительство готово к масштабным реформам, скептичны экономисты.

Международный валютный фонд представил три сценария развития экономики России на среднесрочную перспективу. При отсутствии изменений в политике в среднесрочным периоде российская экономика будет расти на уровне 3,75%, и это базовый сценарий, сказал глава представительства МВФ в России Одд Пер Брекк. Экономика в этом сценарии остается уязвимой к внешним шокам.

Неблагоприятный сценарий предполагает падение цены на нефть до $80 за баррель. Согласно графику в презентации МВФ, это приведет к падению темпов роста ниже 3% в 2013—2014 годах с постепенным восстановлением к 2016 году.

«Более эффективной стратегией можно обеспечить ежегодные темпы роста на уровне 6% в среднесрочном периоде», — заверил Брекк, рассказывая о сценарии, предполагающем осуществление реформ МВФ. Это означает отказ от традиционной для России модели роста.

Необходимость реформ обуславливается тем, что российская модель, которая обеспечивала достойные среднегодовые показатели роста на уровне 5—5,5%, исчерпала себя, сказал Брекк. Основным двигателем роста в этой модели было потребление: из 3,75% роста экономики в прошлом году 80% обеспечил внутренний спрос.

Меры стимулирования внутреннего спроса были ответом на кризис 2008—2009 годов. Наращивался объем госзакупок с преференциями для отечественных производителей, а также закупки и инвестиционные программы естественных монополий, компании получали субсидии по кредитам и лизинговым платежам, выросли социальные выплаты.

Но добиться устойчивого долгосрочного роста за счет стимулирования внутреннего спроса нельзя, говорит Брекк: «Такие меры могут привести к давлению на внутренние цены и платежный баланс». От этой модели все равно придется отказаться, Россия не должна наращивать внутренний спрос темпами выше, чем рост производственного потенциала экономики, призвал он.

Вместо этого экономическую политику нужно нацеливать на инвестиции в новые мощности, то есть ориентировать ее на увеличение предложения, считают в МВФ. Для этого требуются налоговые стимулы, снятие торговых ограничений и развитие конкуренции.

Переход к новой модели должен быть решительным, это приведет к значительному росту инвестиционной привлекательности и, как следствие, к росту ВВП, говорится в докладе фонда.

У новой модели, подготовленной МВФ для России, три составляющие — это макроэкономическая стабильность, то есть защищенность от внешних потрясений, более развитый и стабильный финансовый сектор и улучшение условий ведения бизнеса.

«Для поддержания макроэкономической стабильности в краткосрочном периоде мы рекомендуем, чтобы российские официальные органы несколько повысили задачу по ужесточению бюджетной политики в 2013 году по сравнению с предусмотренным в бюджете целевым показателем сокращения ненефтяного дефицита на 0,5% ВВП», — сказал Брекк.

Сейчас ненефтяной дефицит бюджета России достигает 10% ВВП, подсчитывали ранее Минфин и Всемирный банк. Бюджетное правило Минфина предполагает его сокращение путем расчета расходов бюджета на базе средней цены на нефть за пять лет в 2013 году. В дальнейшем предусмотрено ежегодное увеличение расчетного срока с выходом на 10-летний период к 2018 году. Если расчетная цена будет ниже заложенной в бюджете, расходы государства будут финансироваться из Резервного фонда. Деньги от превышения цены будут направляться в этот фонд, соответственно. Размер Резервного фонда не должен опускаться ниже 7% ВВП.

«Бюджетное правило в том виде, в каком оно сейчас рассматривается, а именно основанное на средней цене на нефть за последние 10 лет, не позволит снизить ненефтяной дефицит бюджета до уровня, необходимого для сдерживания внутреннего спроса, а также не обеспечит справедливого распределения ресурсов между поколениями», — сказал Брекк, отметив, что рекомендует снизить ненефтяной дефицит до 5% ВВП к 2015 году. Текущий вариант бюджетного правила обеспечит снижение до 8,5% ВВП.

«Мы считаем, что правильнее было бы использовать более консервативное значение базовой цены на нефть», — указал представитель МВФ.

Ужесточения требует и денежно-кредитная политика Центробанка, считают в фонде. «Ключевая задача должна состоять в устойчивом удержании инфляционной траектории, ведущей к достижению официальных целевых показателей», — пояснил Брекк. При сохранении действующей монетарной политики инфляция в России окажется на уровне 6% в ближайшие два года, предупреждают в МВФ. Это существенно превышает ориентиры самого ЦБ: регулятор надеется, что в следующем году темпы роста цен удастся сдержать в рамках 4—5%.

Развитию финансового сектора будет способствовать эффективный надзор со стороны ЦБ, полномочия которого расширятся при присоединении к нему Федеральной службы по финансовым рынкам. Стабильность сектора будет обеспечена за счет пруденциальных мер ЦБ по сдерживанию необеспеченного розничного кредитования, рост которого беспокоит МВФ.

Условия ведения бизнеса станут более предсказуемыми за счет адаптации стандартов Всемирной торговой организации, а программа приватизации укрепит права собственности и миноритариев, считают в МВФ.

Мысль о том, что действующая экономическая модель исчерпала потенциал роста, не нова, скептична главный экономист BNP Paribas по России и СНГ Юлия Цепляева: МВФ опередили даже главные создатели старой модели — президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. «Сомневаюсь, что разогнать рост до 6% реально, но меры, которые помогут расти на 4—5% ежегодно, существуют», — говорит Цепляева, отмечая невысокую вероятность их проведения.

Стимулировать экономику нужно за счет двух факторов, предлагает решение главный экономист HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов. Это снятие ограничений для бизнеса, многие из которых носят искусственный характер и имеют коррупционную составляющую, и целевые инвестиции в инфраструктуру. «Во втором случае нужно перераспределить расходы с гигантских строек на расшивку конкретных узких мест», — поясняет Морозов. В совокупности этого будет достаточно для достижения темпов роста в 5—6%. Но и он отмечает, что вероятность старта реформ мала. «Принимаются половинчатые меры, и пока нет оснований думать, что ситуация радикально переменится в ближайшее время», — считает он.

«Показателем стало проведение пенсионной реформы, которая идет не в сторону предпочтений рынка, и антикоррупционная кампания — громкая, но без ощутимых результатов», — констатирует Цепляева из BNP Paribas.

Новости и материалы
Посол указал Британии на абсурдность обвинений в причастности России к диверсии
Три города претендуют на проведение Суперкубка России по футболу 2024 года
В Краснодаре девушка-подросток пропала после ссоры с матерью из-за плохой учебы
Зеленский наградил граждан за заслуги за борьбу с аварией на ЧАЭС
Стало известно, когда полностью восстановят газоснабжение домов в Орске
Булыкин объяснил, почему «Краснодар» борется с «Зенитом» за титул в РПЛ
Китай призвал сотрудничать с РФ в расследовании теракта на «Северных потоках»
Нелегальных банкиров задержали за махинации на 7 млрд рублей в Петербурге
Гимнастка Дина Авернина: я бы хотела иметь детей
Девушка рассказала о проблемах в Windows при подключении ПК к телевизору
Врач объяснил, почему водителям с депрессией нельзя садиться за руль
Уровень реки Ишим в Тюменской области побил исторический максимум
В Оренбуржье остаются подтопленными паводком почти девять тысяч домов
«Соллерс» продал свою долю в Aurus
Полиция Лондона предъявила обвинения мужчинам, якобы связанным с Россией
Директора российской спортшколы будут судить за кражу миллионов рублей у детей с ОВЗ
Honor представила бюджетный смартфон, спереди напоминающий iPhone
В консульстве РФ подтвердили смерть россиянина в турецком отеле
Все новости