Пенсионный советник

Госзаказ дошел до Путина

ФАС и Минэкономразвития согласовали проект закона о федеральной контрактной системе

Рустем Фаляхов 26.04.2012, 22:16
Согласован проект закона о Федеральной контрактной системе, меняющий систему госзакупок thinkstockphotos.com/fotobank.ru
Согласован проект закона о Федеральной контрактной системе, меняющий систему госзакупок

ФАС и Минэкономразвития согласовали проект закона о федеральной контрактной системе, меняющий систему госзакупок. Споры по-прежнему вызывают около 20 статей, но возражения не принципиальны, признают чиновники, готовившие конкурирующие концепции реформы госзаказа. Законопроект о ФКС может быть рассмотрен на президиуме правительства 2 мая, но на реорганизацию системы понадобится около 5 лет.

Федеральная антимонопольная служба и Минэкономразвития больше не имеют принципиальных разногласий по проекту закона о федеральной контрактной системе (ФКС), заявил в четверг глава ФАС Игорь Артемьев. «Наши позиции с Минэкономразвития существенно сблизились, почти не осталось резко антагонистических противоречий», — объявил чиновник.

«Это уже не тот «смертельный номер», который означал перечеркивание всей реформы, как это было полтора года назад, когда между нами сохранялись серьезные, острые дискуссии», — отметил Артемьев.

Реформировать систему госзаказа предложил в ноябре 2010 года президент Дмитрий Медведев, мотивировав это тем, что на госзакупках по коррупционным схемам государство теряет ежегодно до 1 трлн рублей. ФАС и Минэкономразвития подготовили варианты законопроектов о госзакупках. Профильные ведомства несколько месяцев обсуждали два конкурирующих документа. МЭР предложило концепцию закона «О федеральной контрактной системе», разработанную Высшей школой экономики. ФАС настаивала на поправках в действующий 94-й закон о госзаказе.

В четверг глава ФАС вновь подчеркнул, что устранение принципиальных поправок не означает, что его ведомство полностью согласно с текстом законопроекта, разработанного Минэкономразвития. Возражения вызывают не менее 20 статей.

ФАС настаивала на отмене нормы, дающей право чиновнику проводить «предварительную квалификацию» подрядчиков. По словам начальника управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаила Евраева, если принять предложенный МЭР вариант, то чиновник с помощью «предквалификации» сможет произвольно отсекать поставщиков по критерию репутации.

Требование о предквалификации сохранено в итоговом варианте, но смягчено, пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития. Критерии предквалификации не будут произвольными, их разработает правительство. В частности, исполнитель госзаказа будет должен иметь как минимум опыт пятилетней работы в отрасли. Кроме того, участник должен иметь опыт выполнения аналогичного контракта стоимостью более 20% от цены контракта, на который он претендует.

Второе разногласие касается проведения госзаказов в два этапа. Этапность необходима, когда госзаказчик не определился, какой вариант исполнения заказа будет наиболее целесообразным. Например, если необходимо проложить дорогу через реку, то сделать это можно тремя способами: построить стационарный мост, понтонный или проложить тоннель по дну. На первом этапе выбирается один из способов соединения берегов, на втором этапе — исполнитель. Минэкономразвития предлагала допускать ко второму этапу только тех, кто участвовал в первом и потратил деньги на проектную документацию. ФАС считает, что допускать ко второму этапу нужно всех, иначе возникает коррупционная схема.

Еще одно разногласие касалось возможности расторжения госзаказа. В варианте МЭР чиновник наделялся правом по своему усмотрению расторгать заказ. Эту норму под давлением ФАС уточнили. Теперь расторжение госзаказа возможно как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. У последнего будет возможность оспорить решение чиновника в ФАС в течение 10 дней.

Евраев не считает, что преодолены все принципиальные разногласия. «Да, позиции сблизились, но закон о ФКС написан с нуля, другим языком. Чтобы закон заработал, необходимо будет принять еще 35 подзаконных актов, на это уйдет еще пять лет», — уверен Евраев.

Законопроект о ФКС и действующий 94-й закон о госзакупках идеологически разные, признает Лариса Некрасова, директор Департамента развития федеральной контрактной системы в МЭР. «Главный критерий отбора поставщиков в 94-м — низкая цена, в аукционе всегда будет определен лучший поставщик. Но опыт показал, что это не так. Ключевой принцип ФКС — единые и прозрачные правила игры, но учитывающие все разнообразие закупок для общественных нужд», — говорит Некрасова.

Мария Канунцева, старший консультант в области инвестиционных проектов юридической компании «Каменская & партнёры», считает норму о предквалификации исполнителей госзаказов обоснованной. «94-й закон показал, что госзаказы нередко берутся исполнять фирмы-однодневки. Предквалификация по крупным госзаказам, например, в сфере строительства логична», — говорит Канунцева.

Позиции двух ведомств были существенно сближены в феврале. Тогда Минэкономразвития предложило в обязательном порядке ограничивать класс и цену товаров, необходимых для обеспечения деятельности чиновников. Министры и губернаторы не смогут закупать автомобили престижных марок, дорогую мебель, телефоны. «Автомобили по 8 миллионов (рублей) покупать не будем», — говорила ранее министр экономики Эльвира Набиуллина. Но предельные цены чиновники определят сами.

В МЭР говорят, что законопроект о ФКС может быть рассмотрен на президиуме правительства 2 мая. Ранее президент Дмитрий Медведев поручил правительству доработать законопроект и внести его в Госдуму к 1 июля. В настоящее время госзакупки регулируются 94-м федеральным законом о госзакупках.